#УправлениеКомандой #Менеджмент
Управление дизайн-командой — это лидерские навыки и высокий уровень ответственности за людей. Новички в руководящей роли зачастую уверены, что управление командой сводится к распределению задач между дизайнерами, комментированию дизайн-макетов и общению с бизнес-заказчиками. Но это лишь маленький кусочек земли большого участка, который лиду необходимо усердно возделывать и тщательно ухаживать за ним.
Хороший дизайн-управленец понимает свою работу как возделывание культуры, в которой дизайнеры растут, чувствуют ценность своей работы и влияют на результаты.
Развитие команды не сводится лишь к управлению ресурсами, а перерастает в культивирование смыслов. Дизайн-руководитель не строит бездушный механизм, а выращивает живой организм, где каждый элемент — это соучастник общего замысла.
Дизайн-руководитель как садовник создает экосистему, в которой:
• Почва — это миссия и ценности (зачем и как мы делаем дизайн?)
• Семена — потенциал каждого дизайнера
• Свет — знания, которые ты пропускаешь, но не контролируешь
При таком подходе, все принципы управления переходят в другое измерение, в котором правит здравый смысл, совместный поиск возможностей и забота. Задача лидера не заставлять растения цвести, а убирать камни на пути роста. Иногда требуется полить. Иногда — подрезать, но так, чтобы растение не испытало боль.
Дизайн-команда словно река, которая ищет путь сама. Этот путь пролегает в русле общего ландшафта, которые задает лидер. Лидер не диктует маршрут, а определяет берега реки. Берегами являются миссия команды, уровень качества дизайнерских результатов, правила этики. В пределах этих берегов много свободы и выбора.
Обучение воспринимается как светлый обряд посвящения. Знания о профессии передаются по цепочке «мастер → подмастерье» (например: «дизайнер → стажёр», «ведущий дизайнер → дизайнер», «дизайн-лид → ведущий дизайнер», «арт-директор → дизайн-лид»). Такие активности как дизайн-ревью становятся ритуалами, на которых разбирают не пиксели, а суть решений. Через испытания (где задачи чуть сложнее комфортного уровня) происходит рост. Дизайн-лидер не учит, а проводит через опыт.
Ошибки теперь являются частью инициации. Ведь ошибка — это не провал, а плата за переход на новый уровень. Задача руководителя здесь не предотвращать падения, а помогать вставать с новым знанием.
Дизайн-руководитель рассматривает свои полномочия не как источник власти, а как путь служения. Плохой лидер говорит: «Я решаю, как вам работать». Хороший лидер говорит: «Я создаю условия, где вы сами находите правильные решения». Лидер является проводником силы команды.
Люди приходят и уходят, но созданные ценности и ритуалы передаются от дизайнера к дизайнеру и остаются в команде. Это двигает новичков к ясности и мотивирует старичков к новым подвигам. Поддерживая и развивая культуру, формируется ценная командная мифология, которая сильнее любых бизнес-метрик или KPI.
Дизайн-руководитель не занимается напрямую дизайн-проектами. А проектирует среду, в которой дизайнеры верят, что их работа меняет реальность. Рискуют, потому что знают: ты страхуешь, а не наказываешь. Учат друг друга, потому что ты заменил конкуренцию на взаимовыгодное сотрудничество, а возможно даже и на крепкую дружбу. У хорошего лидера команда растет не потому, что ее толкает руководитель, а потому, что команде интересно идти. Ты лишь напоминаешь: «Посмотрите, как далеко вы уже добрались».