TATLIN

2 406 подписчиков
28 постов
Посты
Проективография — это системный, ориентированный на точность и гармонизацию инструмент для построения форм и пропорций через проекции и геометрические соотношения. Он был разработан доктором искусствоведения В. Н. Гамаюновым в противовес ортогональному методу формотворчества.
Проективография рассматривает формы не как набор отдельных элементов, а как целостный механизм, где пропорции выполняют роль связующего звена между идеей и её визуальным выражением. В её основе лежит идея соотнесения объектов с универсальными геометрическими отношениями и проекциями, позволяющая преобразовывать абстрактные концепции в чертежи и модели. Подробнее о сути метода — в статье из журнала «Техническая эстетика». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #дизайн
Изображение поста
В разделе BookBar — книга «Братья Гроот: портретист и зверописец» издательства «Арт Волхонка».
«Каталог-альбом (первая персональная выставка живописцев в доме музея-заповедника "Царицыно"). Портреты парадные и камерные, двойные и парные, конные и костюмированные, фамильные, а так же "портреты" зверей-аристократов (леопард) и диковинных заморских птиц (белый павлин), представителей обычных птичьих дворов (голубей, кур, уток), натюрморты с философским подтекстом, — все это лишь небольшой перечень тем блестящих живописцев при императорском дворе XVIII века — братьев Гроотов». 🌸 «Братья Гроот: портретист и зверописец» — на сайте TATLINДругие книги издательства «Арт Волхонка» в разделе BookBar #bookbar #искусство
Изображение поста
Что такое типографика? Хотя на первый взгляд кажется, что специфика этого жанра определяется семантикой термина (типографика — графика типов, то есть использование изобразительных возможностей разных «типоэлементов» — шрифта, акцидентного набора, иллюстраций), явление это гораздо более сложное.
В статье из журнала «Техническая эстетика» на примере материалов выставки «Типографика Чехословакии» рассказывается об особенностях этого искусства. 🌸 Читать на сайте TATLIN #статьи #дизайн
Изображение поста
Проектирование аэровокзалов сопряжено со множеством задач: расположение помещений в здании должно определяться в соответствии с их функциональным назначением и технологическими процессами. Решая объёмно-планировочную схему аэровокзала, необходимо предусмотреть его максимальную пропускную способность и минимальную затрату времени пассажиров; графики движения пассажиров и багажа, а также пассажиропотоки не должны пересекаться.
Кроме того, все крупные аэровокзалы имеют большое количество помещений, различных по расположению, назначению и размерам. Все помещения в зависимости от назначения делятся на три группы: пассажирскую, служебную и техническую. Наибольший интерес в архитектурно-композиционном отношении представляют помещения пассажирской группы. Об организации и архитектурных особенностях аэровокзалов — в статье из журнала «Архитектура СССР». 🌸 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
Слово «динамика» редко употребляется применительно к явлениям архитектуры. Разумеется, в архитектуроведческих текстах встречается упоминание о динамической композиции или динамичном построении, но оно, как правило, рассматривается в узком смысле и не экстраполируется на архитектуру в целом.
Книга Рудольфа Арнхейма «Динамика архитектурных форм» основана на курсе лекций, прочитанном в Нью-Йорке в 1975 году. Автор в ней стремится разобраться в строении художественного явления, не выходя за рамки профессионального анализа: в ней он исследует фундаментальные категории — вертикальное и горизонтальное, пустое и массивное, открытое и замкнутое, упорядоченное и беспорядочное. Эти понятия относятся не только к архитектуре, но и к общему опыту восприятия. Текст этой книги вполне резонно можно считать своего рода курсом повышения квалификации, поскольку автор говорит не о каком-то особом виде композиции, а о динамических свойствах любой архитектурной формы и о её особенностях, выявляющихся в процессе восприятия. 🌸 Читать в открытой электронной библиотеке TATLIN #библиотека #архитектура
Изображение поста
Здание городского совета Еревана — это архитектурный манифест, выстроенный на контрастах «внешнего» и «внутреннего», камня и бетона, света и тени.
Фасад здесь «оторван» от интерьера: внутреннее содержание постройки не угадывается по внешней форме. Стена фасада — самоценная плоскость, концепт, обращенный к классической армянской и традиционной ренессансно-барочной традиции, противоположный модернистскому принципу единства «внешнее — внутреннее». Проект мэрии был начат в советский период, в 1980-е годы. В проектировании с Джимом Торосяном принимал участие его ученик Роланд Мартиросян. Начавшееся строительство здания прервалось после Спитакского землетрясения и было возобновлено в 2000-е годы. Об одном из самых выразительных и символичных произведений позднесоветской и постсоветской армянской архитектуры — во фрагменте книги TATLIN «Архитектор Джим Торосян: Maestro di bellezza».Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
Искусство Шри Ланка по праву занимает одно из почётных мест в искусстве Востока, а многие его памятники составляют золотой фонд мировой культуры. Его традиции уходят корнями в глубокую древность: их историю можно проследить ещё в III веке до нашей эры.
Основная часть памятников связана с буддизмом, но встречаются и светские, бытовые и природные сюжеты, отражающие жизнь народа и несущие в себе следы древних верований. В архитектуре и декоративных искусствах этого острова также заметно сильное влияние индуизма. 🔵 «Искусство Шри Ланка. Древний и средневековый период» — в открытой электронной библиотеке TATLIN. #библиотека
Изображение поста
«Если мы строим для вечности, то надо потрудиться как следует.»
История бюро АI Architects — пример преемственности, когда ремесло передается «от мастера к подмастерью», а затем перерастает в собственный, зрелый взгляд на архитектуру. Иван Колманок и Александр Томашенко начали карьеру студентами в студии Василия Сошникова и унаследовали от него не только офис, но и творческую свободу, принцип личной ответственности и веру в потенциал небольшой команды. Спустя годы в их портфолио — станции метро, масштабные проекты реновации и знаковые пространства благоустройства, а также дополнительные бизнес-проекты. В интервью руководители АI Architects рассказывают об истории бюро, чем они похожи на черепашек-ниндзя и почему стиль для них вторичен, а метод первичен. 🌸 Читать на сайте TATLIN 🔵 TATLIN Mono #63 AI Architects 2015–2025 #статьи #архитектура #людиархитектуры
Изображение поста
Что сегодня определяет вкус, статус и эстетику элитных интерьеров? Почему тренд на «тихую роскошь» и вневременный дизайн становится новым языком успеха?
Смотрите вдохновляющую беседу @tatyana_alexeeva_country">Татьяны Алексеевой, директора загородной недвижимости @nfgroup_ru">NF GROUP и Полины Пидцан — архитектора, дизайнера и автора книги Timeless Interiors. Они рассказывают о том, как создавать интерьеры вне времени, какие решения выбирают клиенты премиум-класса и как развивается рынок элитной загородной недвижимости в России. 🔵 Интервью на YouTubeКнига Полины Пидцан «Timeless Interiors» на сайте TATLIN #дизайн
Бытовые предметы дизайнера Тимо Сарпанева — свидетельство того, насколько плодотворными бывают стремления соединять современные достижения и вкусы с народным духом и устоявшимися традициями.
Вдохновением для Тимо Сарпанева служил сам материал: он начинал думать о новом изделии и его будущей форме, отталкиваясь от сущности самой материи. Работая со сталью, стеклом и фарфором, он не «упражнялся в дизайне ради дизайна», а скорее возвращал старые, но близкие человеку формы. Каждый материал в работах Сарпанева заново раскрывал свои природные свойства и способность взаимодействовать со светом. Его дизайнерская философия строилась на поиске решений, в которых эстетика не отделена от функции: повседневный предмет должен быть не только удобным, но и выразительным. Подробнее о творчестве Тимо Сарпанева — в статье из журнала «Техническая эстетика». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #дизайн
Изображение поста
"К каждому новому объекту, вне зависимости от проектной задачи, мы подходим с убеждением, что должны сохранить имеющуюся ценность, увидеть, выявить и, наверное, даже приумножить. В целом, задача архитектора – создание ценности, так что ценностный подход – это главная философия в нашей работе."
Что важнее: беречь прошлое или строить будущее? В чем разница между архитектором и реставратором? На эти и многие другие вопросы издательству TATLIN ответила Наринэ Тютчева — архитектор, учредитель архитектурного бюро «Рождественка» и Ре-школы. В этом интервью мы поговорили о том, почему сегодня тема сохранения архитектурных памятников вызывает огромный интерес у россиян, как архитектор должен относиться к историческим объектам, что самое сложное в его работе, и, конечно, о завершающихся реставрационных работах в экспериментальном Доме Константина Мельникова.Читать на сайте TATLIN #статьи #людиархитектуры
Изображение поста
«Храм чернорабочих» — пожалуй, самый необычный проект архитектурного бюро Le Atelier, известного своими частными домами.
Инсталляция, напоминающая каркас дома со скатной кровлей, появилась в поле под селом Менчаково в 2024 году. Изначально работа была создана для архитектурного фестиваля, темой которого стала проблема смены поколений. Позже она обрела вторую жизнь и стала частью туристической инфраструктуры села, пополнив коллекцию арт-объектов современных авторов. «Храм» выполнен из металлических профилей ГКЛ и призван обратить внимание на роль тех, кто при создании великой архитектуры остаётся в тени, — маляров, штукатуров, каменщиков и столяров. Каркас невидим за ровными стенами, однако на нём держится всё сооружение. 🌸 Подробнее о проекте — на сайте TATLIN #искусство #архитектура
Изображение поста
Создание промышленного изделия всегда подразумевает совместную работу инженеров и дизайнеров промышленного профиля. Хотя общий вклад каждой из этих сторон очевиден, провести чёткую границу между их зонами ответственности зачастую бывает практически невозможно, поскольку области их компетенций не отделены друг от друга.
Значительная часть работы инженеров и дизайнеров лежит в одной плоскости: это создание предложений по форме продукта, его визуальное и физическое моделирование, а также исследование этих решений. Книга преподавателя промышленного дизайна Датского технического университета Э. Тьялве фокусируется на креативной составляющей проектирования. Она рассматривает не только принципы разработки, но и систему критериев для оценки придуманных концепций. Издание проиллюстрировано многочисленными фотографиями и эскизами вариантов конструкторских решений. 🔵 Читать на сайте TATLIN #библиотека #дизайн
Изображение поста
"Много раз бывая на космодроме, я храню в своем сердце особое, благоговейное чувство к земле Байконура. Это священные места советской космонавтики: здесь все связано с её историей, с её настоящим и будущим. Здесь, в Байконуре, и время идет стремительнее, чётче слышится ритм Земли, ярче проступают черты будущего.
Но самое удивительное чувство вызывают люди, которые там трудятся. Это необыкновенно самоотверженные и преданные своему делу люди. Своим кропотливым и повседневным трудом они помогают человечеству шагать к звездам. И я преисполнен к ним, скромным труженикам, от работы которых во многом зависит успех наших космических дорог, чувствами самого искреннего восхищения и благодарности." Книга В.Н. Твердовского посвящена устройству космодрома, его структуре и принципам построения. Она рассказывает об оборудовании этого сложного комплекса, его работе и месте в системе космических средств. ⭐ Читать на сайте TATLIN #библиотека
Изображение поста
Армянское изобразительное искусство прошло долгий исторический путь, начиная с древних времен и античности. Особую самобытность оно приобрело в раннем средневековье, когда влияние принципов христианской культуры отразилось на архитектуре, скульптуре, фресках и книжной миниатюре.
В позднем средневековье, под влиянием турецкого и персидского владычества, армянское искусство сохранялось главным образом благодаря народному творчеству и ремеслам. Включение в XIX веке восточной Армении в состав Российской империи поспособствовало развитию профессионального направления с выраженной национальной тематикой. В советский период армянская культура получила мощный импульс к возрождению и развитию, сочетая традиции прошлого с запросами современности. Книга Нонны Степанян «Искусство Армении» представляет собой комплексный анализ развития армянского изобразительного искусства от древних эпох до советского времени. 🌸 Читать на сайте TATLIN #библиотека #искусство
Изображение поста
34 года назад, 2 октября 1991 года, в Екатеринбурге начал свою работу ресторан «Харбин».
Это был первый совместный советско/российско-китайский проект на Урале. Одной из ключевых особенностей его оформления было использование «китайского стиля»: у «Харбина» была золотистая черепичная кровля, а интерьеры были отделаны традиционными китайскими красками и тканями. Аутентичность китайской кухни была полностью сохранена благодаря поварам, прибывшим из Китая по договорённости с партнёрами из КНР для работы на Урале. Ресторан славился своей популярностью и обслуживал до 120 гостей одновременно, столики бронировались на месяцы вперёд. После периода экономических трудностей 1990-х ресторан закрылся, а здание использовалось в дальнейшем под разные коммерческие цели. В статье «Китайский сон на Урале» — история проекта, сотрудничества советских и китайских рабочих, а также воспоминания бывшего сотрудника ресторана, дополненные архивными снимками. ⭐ Читать на сайте TATLIN #статья #архитектура
Изображение поста
"Да, люди редко задумываются над вопросом, кому они обязаны существованием железных дорог, трамваев, пароходов, автомобилей, телефона, телеграфа и т. д., и почти никогда не вспоминают тех великих инженеров, в мозгу которых родилась мысль об использовании сил природы, о применении к практической жизни физических законов.
А между тем люди не стесняются пользоваться услугами техников. Они предпочитают путешествие по железной дороге скучной и длинной поездке на лошадях, свет электрической лампочки находят более приятным, чем коптящее пламя лучины; они переходят через мосты сложнейшей конструкции вместо того, чтобы переплывать реку на лодке или искать брод; пользуются водопроводом, трамваем, телефоном, радио..." Книга П.А. Рымкевича, выпущенная в 1927 году, научно-популярным языком рассказывает о колоссах техники и промышленной архитектуры начала ХХ века, акцентируя внимание на истории их создания и развития. Издание призвано в доступной форме показать, как инженерная мысль и технический прогресс меняли представления о мире и формировали образ будущего. 🌸 Читать на сайте TATLIN #библиотека #архитектура
Изображение поста
«...я подумал о красоте руин, о том, чтобы закутать здание руинами, так сказать, заключить здание в руины, чтобы смотреть через стену, как бы случайно имеющую проём».
Луис Кан, пожалуй, в большей мере, чем кто-либо другой из современных ему архитекторов Запада, уделял внимание философии. Его взгляды, равно как и его творчество, противоречивы и регулярно становятся объектами споров: специалисты связывают его и с традиционализмом, и с необрутализмом, и с неомонументализмом, и в каждом из этих вариантов есть доля истины. По мнению Кана, длительное размышление о типе объекта (жилой дом, школа, ратуша или фабрика) со временем наводит архитектора на мысль о том, чем это здание «хочет быть». Этот образ, лишённый очертаний, размеров и любой конкретики, и становится в дальнейшем ключевой точкой работы над проектом. Об органической архитектуре, монументальности и отражённом свете — в статье из книги «Архитектура Запада. Книга I. Мастера и течения». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
У первобытных и древних народов небо (верх) обозначалось светлым, земля (низ) — тёмным. У китайцев небо синее, земля жёлтая. Каждая сторона света имела свою окраску. Например, у североамериканских индейцев чоктавов: север — белый, юг — красный; у чироки: духи востока — красные, запада — чёрные, юга — белые, севера — синие.
Цвет и свет неразрывно связаны между собой. Они позволяют создать систему ориентации в сущем: цветовая маркировка пространственных направлений была одним из первых актов упорядочения мира, превращения его из Хаоса в Космос. Ещё на доисторических стадиях развития культуры цветом обозначались главные направления пространства: стороны горизонта, небо и земля. Правая и левая стороны человека или вещи были неравноценны и также обозначались в ритуалах разными красками. Такое понимание пространства можно условно назвать «географическим» или «топологическим». Как менялось символическое значение цвета на протяжении мировой истории? Как храмовый свет выражал бессмертие духа? Как живописцы и архитекторы визуализировали силы вселенной? Об этом — в статье из журнала «Техническая эстетика» 1988 года. ⭐ Читать на сайте TATLIN #статьи #искусство
Изображение поста
Вторая половина ХХ века — время расцвета любительского автодизайна. Долгие годы проектировщики-любители создавали свои автомобили, довольствуясь самим фактом постройки самоходного экипажа. Процесс проектирования был в целом несложен: приобретались агрегаты, компоновались по какой-либо известной схеме, кузов же строился на основе каркасной конструкции, которая обшивалась листовым материалом.
Однако массовый выпуск стандартных легковых автомобилей побудил энтузиастов автодизайна сменить приоритеты. Любители начали строить автомобили с потребительскими свойствами, каких нет у серийных машин; это побуждало заниматься не только техническим, но и дизайнерским творчеством, осваивая методы проектирования и изготовления опытных образцов, какими ещё недавно владели только дизайнеры-профессионалы. Статья из журнала «Техническая эстетика» 1986-го года позволяет погрузиться в мир позднесоветского любительского автодизайна на примерах двух экспериментальных его образцов — легковых автомобилей «Лаура» Д. В. Парфёнова и Г. Е. Хаинова и «Панголина» А. С. Кулыгина. 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #дизайн
Изображение поста