TATLIN

2 406 подписчиков
34 поста
Посты
"Много раз бывая на космодроме, я храню в своем сердце особое, благоговейное чувство к земле Байконура. Это священные места советской космонавтики: здесь все связано с её историей, с её настоящим и будущим. Здесь, в Байконуре, и время идет стремительнее, чётче слышится ритм Земли, ярче проступают черты будущего.
Но самое удивительное чувство вызывают люди, которые там трудятся. Это необыкновенно самоотверженные и преданные своему делу люди. Своим кропотливым и повседневным трудом они помогают человечеству шагать к звездам. И я преисполнен к ним, скромным труженикам, от работы которых во многом зависит успех наших космических дорог, чувствами самого искреннего восхищения и благодарности." Книга В.Н. Твердовского посвящена устройству космодрома, его структуре и принципам построения. Она рассказывает об оборудовании этого сложного комплекса, его работе и месте в системе космических средств. ⭐ Читать на сайте TATLIN #библиотека
Изображение поста
Армянское изобразительное искусство прошло долгий исторический путь, начиная с древних времен и античности. Особую самобытность оно приобрело в раннем средневековье, когда влияние принципов христианской культуры отразилось на архитектуре, скульптуре, фресках и книжной миниатюре.
В позднем средневековье, под влиянием турецкого и персидского владычества, армянское искусство сохранялось главным образом благодаря народному творчеству и ремеслам. Включение в XIX веке восточной Армении в состав Российской империи поспособствовало развитию профессионального направления с выраженной национальной тематикой. В советский период армянская культура получила мощный импульс к возрождению и развитию, сочетая традиции прошлого с запросами современности. Книга Нонны Степанян «Искусство Армении» представляет собой комплексный анализ развития армянского изобразительного искусства от древних эпох до советского времени. 🌸 Читать на сайте TATLIN #библиотека #искусство
Изображение поста
34 года назад, 2 октября 1991 года, в Екатеринбурге начал свою работу ресторан «Харбин».
Это был первый совместный советско/российско-китайский проект на Урале. Одной из ключевых особенностей его оформления было использование «китайского стиля»: у «Харбина» была золотистая черепичная кровля, а интерьеры были отделаны традиционными китайскими красками и тканями. Аутентичность китайской кухни была полностью сохранена благодаря поварам, прибывшим из Китая по договорённости с партнёрами из КНР для работы на Урале. Ресторан славился своей популярностью и обслуживал до 120 гостей одновременно, столики бронировались на месяцы вперёд. После периода экономических трудностей 1990-х ресторан закрылся, а здание использовалось в дальнейшем под разные коммерческие цели. В статье «Китайский сон на Урале» — история проекта, сотрудничества советских и китайских рабочих, а также воспоминания бывшего сотрудника ресторана, дополненные архивными снимками. ⭐ Читать на сайте TATLIN #статья #архитектура
Изображение поста
"Да, люди редко задумываются над вопросом, кому они обязаны существованием железных дорог, трамваев, пароходов, автомобилей, телефона, телеграфа и т. д., и почти никогда не вспоминают тех великих инженеров, в мозгу которых родилась мысль об использовании сил природы, о применении к практической жизни физических законов.
А между тем люди не стесняются пользоваться услугами техников. Они предпочитают путешествие по железной дороге скучной и длинной поездке на лошадях, свет электрической лампочки находят более приятным, чем коптящее пламя лучины; они переходят через мосты сложнейшей конструкции вместо того, чтобы переплывать реку на лодке или искать брод; пользуются водопроводом, трамваем, телефоном, радио..." Книга П.А. Рымкевича, выпущенная в 1927 году, научно-популярным языком рассказывает о колоссах техники и промышленной архитектуры начала ХХ века, акцентируя внимание на истории их создания и развития. Издание призвано в доступной форме показать, как инженерная мысль и технический прогресс меняли представления о мире и формировали образ будущего. 🌸 Читать на сайте TATLIN #библиотека #архитектура
Изображение поста
«...я подумал о красоте руин, о том, чтобы закутать здание руинами, так сказать, заключить здание в руины, чтобы смотреть через стену, как бы случайно имеющую проём».
Луис Кан, пожалуй, в большей мере, чем кто-либо другой из современных ему архитекторов Запада, уделял внимание философии. Его взгляды, равно как и его творчество, противоречивы и регулярно становятся объектами споров: специалисты связывают его и с традиционализмом, и с необрутализмом, и с неомонументализмом, и в каждом из этих вариантов есть доля истины. По мнению Кана, длительное размышление о типе объекта (жилой дом, школа, ратуша или фабрика) со временем наводит архитектора на мысль о том, чем это здание «хочет быть». Этот образ, лишённый очертаний, размеров и любой конкретики, и становится в дальнейшем ключевой точкой работы над проектом. Об органической архитектуре, монументальности и отражённом свете — в статье из книги «Архитектура Запада. Книга I. Мастера и течения». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
У первобытных и древних народов небо (верх) обозначалось светлым, земля (низ) — тёмным. У китайцев небо синее, земля жёлтая. Каждая сторона света имела свою окраску. Например, у североамериканских индейцев чоктавов: север — белый, юг — красный; у чироки: духи востока — красные, запада — чёрные, юга — белые, севера — синие.
Цвет и свет неразрывно связаны между собой. Они позволяют создать систему ориентации в сущем: цветовая маркировка пространственных направлений была одним из первых актов упорядочения мира, превращения его из Хаоса в Космос. Ещё на доисторических стадиях развития культуры цветом обозначались главные направления пространства: стороны горизонта, небо и земля. Правая и левая стороны человека или вещи были неравноценны и также обозначались в ритуалах разными красками. Такое понимание пространства можно условно назвать «географическим» или «топологическим». Как менялось символическое значение цвета на протяжении мировой истории? Как храмовый свет выражал бессмертие духа? Как живописцы и архитекторы визуализировали силы вселенной? Об этом — в статье из журнала «Техническая эстетика» 1988 года. ⭐ Читать на сайте TATLIN #статьи #искусство
Изображение поста
Вторая половина ХХ века — время расцвета любительского автодизайна. Долгие годы проектировщики-любители создавали свои автомобили, довольствуясь самим фактом постройки самоходного экипажа. Процесс проектирования был в целом несложен: приобретались агрегаты, компоновались по какой-либо известной схеме, кузов же строился на основе каркасной конструкции, которая обшивалась листовым материалом.
Однако массовый выпуск стандартных легковых автомобилей побудил энтузиастов автодизайна сменить приоритеты. Любители начали строить автомобили с потребительскими свойствами, каких нет у серийных машин; это побуждало заниматься не только техническим, но и дизайнерским творчеством, осваивая методы проектирования и изготовления опытных образцов, какими ещё недавно владели только дизайнеры-профессионалы. Статья из журнала «Техническая эстетика» 1986-го года позволяет погрузиться в мир позднесоветского любительского автодизайна на примерах двух экспериментальных его образцов — легковых автомобилей «Лаура» Д. В. Парфёнова и Г. Е. Хаинова и «Панголина» А. С. Кулыгина. 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #дизайн
Изображение поста
Один из главных недостатков советской типовой застройки — монотонность.
Районы 1960–1980-х годов состояли из одинаковых домов. Даже при свободной компоновке, когда дома перестали располагать ровными строчками, достичь визуального разнообразия не удавалось. Архитекторы предлагали включать в новые районы высотные акценты: например, 16-этажные башни среди 10-этажных домов. Однако внедрению этих решений мешали технические проблемы, поскольку строительные тресты и заводы не спешили переходить на новые серии домов повышенной этажности. Как менялась массовая застройка Новосибирска? И причём здесь Бэтмен? Все ответы — в главе из книги Дарьи Кисельниковой «Постсоветская жилая архитектура Новосибирска. Трансформация ценностей и стилей». 🌸 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
В творчестве Кензо Танге, лауреата Притцкеровской премии и одного из самых влиятельных японских архитекторов ХХ века, в удивительном симбиозе сосуществуют традиционная японская архитектура и западный модернизм. Его произведения — олицетворение хорошего вкуса и чувства меры: при кажущейся простоте они обладают изяществом силуэта и выразительностью форм, а ортогональные композиции вторят канонам традиционного восточного интерьера.
Урбанистический подход в работах Танге часто преобладал над архитектурным: для мастера важнее было формировать архитектурные комплексы и трансформировать городскую среду, нежели создавать отдельные здания. При проектировании он учитывал не только внешний облик зданий для прохожих и посетителей, но и их гармоничное включение в общий ландшафт — так, например, токийский кафедральный собор, спроектированный Танге в форме креста, становится явным символом своей религиозной функции лишь при взгляде с высоты. Книга «Кензо Танге. 1949-1969. Архитектура и градостроительство» освещает двадцатилетний период творчества архитектора; анализируются главные работы, а также приводятся статьи самого Кензо Танге, посвящённые проблемам современной архитектуры. ⭐ Читать в открытой электронной библиотеке TATLIN #библиотека #архитектура
Изображение поста
В конце XVIII века процесс проектирования российских городов учитывал не только градостроительные нормы, но и духовную жизнь общества.
В архитектурной ткани «идеальных» городов всё чаще появлялась православная символика — восьмиугольные формы, крестообразные структуры, сакральная осевая симметрия. Архитекторы стремились создавать не просто функциональные планы населённых пунктов, а целостные архитектурно-градостроительные произведения, отражавшие мировоззрение того времени. Эти элементы превращали городские планы в своего рода иконописные композиции, где построение становилось выражением веры, а градостроительство — инструментом культурного и духовного утверждения России. О сакральной геометрии российских городов — в главе из книги «Символическое градостроительство России XVIII — начала XIX веков». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #урбанистика
Изображение поста
Любой крупный город постепенно обновляется, вплетая новую архитектуру в исторический контекст. И дело не только в смене пропорций зданий, их декора или высотности — речь идёт в том числе и о новой материальности фасадов.
И здесь возникает парадокс: здания, выполненные из материалов с многовековой историей — тех же кирпича и штукатурки — зачастую выглядят чище и «новее», чем фасады из металла и стекла. Поэтому мы всё чаще сталкиваемся не с реставрацией, а с полной заменой облицовки на постройках начала 2000-х. Как стареют материалы и почему здания двадцатилетней давности порой выглядят более уставшими, чем вековые, рассказал Александр Князев, руководитель отдела фасадного прототипирования IND и спикер курса «Современные фасадные решения: от идеи до реализации» на платформе STEMPS. 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи
Изображение поста
Архитектурное бюро Олега Клодта — это сочетание художественного чутья, перфекционизма и современного взгляда на пространство. Уже более двух десятилетий команда создает интерьеры, в которых воплощает пожелания заказчиков с помощью индивидуальных решений: коллекционных предметов мебели и декора, произведений искусства, продуманной архитектуры света и формы.
Особое место в эстетике бюро занимает искусство, поскольку Олег Клодт происходит из династии художников и скульпторов. Его проекты узнаваемы по сдержанной элегантности, балансу простоты и изыска. Во всех работах стиль бюро остается благородным и современным, завоёвывая признание не только в России, но и на международной арене. Об одном из проектов бюро, квартире в арбатских переулках — в главе из книги «OLEG KLODT. Architecture & Design». 🌸 Читать на сайте TATLIN #статьи
Изображение поста
История архитектуры — это история борьбы с хаосом.
От глиняных табличек Вавилона до пергаментных свитков средневековых мастеров, от простых чертёжных досок и пюпитров, за которыми работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, до первых систем автоматизированного проектирования (САПР) — каждый технологический скачок был направлен на одно: упорядочить творческий процесс, освободить мастера от рутины и позволить гению сосредоточиться на сути. Сегодня, в век тотальной цифровизации и сложных BIM-моделей, эту эстафету упрощения подхватывают системные интеграторы. Современное архитектурное бюро представляет собой терабайты данных, сотни писем с заказчиками и десятки инструментов. Риск потери данных или сбоя сервера — всё та же катастрофа, только в цифровом масштабе. Компания Klas.pro продолжает историческую миссию упрощения, перенося её в цифровую эпоху. Её цель — выстроить IT-инфраструктуру и процессы так, чтобы они стали невидимым, но надёжным фундаментом для архитекторов. Klas.pro — о том, как современные технологии решают древние проблемы архитекторов. ⭐ Читать на сайте TATLIN Реклама. Klas.pro https://klas.pro erid: 2W5zFHw92Ki
Изображение поста
Архитектор Алексей Розенберг всегда вне мейнстрима, его работы маргинальны в лучшем смысле слова, и на то есть несколько причин.
Работа с кино освободила его архитектурное мышление, научила заглядывать за грань моды и классических направлений искусства. Из кино в его архитектуру пришла эмоция. Кроме того, сильное восточное влияние со свойственной ему созерцательностью заставило обратиться к архетипическим формам, к проявлению материальности как первоэлемента. Образность работ Розенберга лежит в абстрактной плоскости: это взаимоотношение объёмов и фактур, рисуемое светом и видоизменяющееся в течение светового дня. В то же время в его произведениях в той или иной степени присутствует и европейский подход — изобразительный, литературный. И самые интересные вещи рождаются именно на стыке двух парадигм. Об одном из наиболее ярких проектов архитектора — в главе книги «Алексей Розенберг. Архитектура & интерьеры». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определённом порядке при создании художественной формы — у понятия композиции множество определений, но все они в конечном итоге обозначают одно и то же. Это инструмент, с помощью которого художники, архитекторы, дизайнеры и градостроители добиваются наибольшей выразительности своих произведений.
Вопросы гармонизации формы занимают важнейшее место во всех пластических искусствах: успешное выполнение поставленных задач напрямую зависит от знания художественных приёмов и умения применять их на практике. Лаконичная брошюра «Композиция. Художественные средства» призвана помочь начинающим художникам и архитекторам изучить основные закономерности построения композиции. 🌸 Читать в открытой электронной библиотеке TATLIN #библиотека #искусство
Изображение поста
Основной принцип работы архитекторов студии «Apx4» — создание «архитектуры здравого смысла», в которой проверенная временем функция облекается в современную и технически выверенную оболочку.
Это подразумевает комплекс эстетического и технического единства: архитекторы уверены, что если человек построил «неправильный» дом, то он и воздействовать будет на него неправильно, и даже тщательно подобранные вещи и интерьеры не смогут добавить комфорта. Бренд «Apx4» родился в Москве в 1994-м. Чуть повзрослев и окрепнув, в 1995 году молодая студия вселилась в свой первый офис, одержимая желанием создавать такую архитектуру, которая описывается как то, чего не может быть. Об одном из проектов «Apx4» — в главе из «TATLIN Mono #59 Студия Арх4 1994–2021». 🌸 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура
Изображение поста
Санаторий Наркомтяжпрома в Кисловодске, многим известный как Санаторий им. Г. К. Орджоникидзе, — памятник советской архитектуры 1930-х, который состоит из трёх корпусов: одного лечебного и двух жилых. Его расположение с видом на панораму Кавказских гор привлекал и продолжает привлекать множество отдыхающих и туристов.
Ансамбль возводился под руководством Моисея Гинзбурга. Его архитектура монументальна и полна реминисценций: здесь можно увидеть «египетские», «помпеянские» и «индустриальные» мотивы, а помещения сменяют друг друга, образовывая своеобразный сценарий смены впечатлений, свойственный не то классической русской усадьбе, не то древнеегипетскому святилищу. О пластике авангарда, соцреализме и небанальной интерпретации классических мотивов — в главе из книги «Лестница в санатории Наркомтяжпрома» серии Archive. 🔵 Читать на сайте TATLIN #архитектура #статьи #archive
Изображение поста
Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве долгое время оставалась обделённой вниманием и практически не исследовалась. Традиционно считалось, что самостоятельная каменная скульптура в Древней Руси отсутствовала, а декоративные элементы носили лишь вспомогательный характер и не представляли собой цельных видов искусства.
Однако это не совсем так. Внимательное изучение памятников архитектуры и художественных приёмов того времени показывает, что рельефная и орнаментальная пластика играли значительную роль в формировании облика зданий и городов, отражая культурные влияния Востока и Запада. О развитии каменной резьбы и взаимоотношениях в ней тектоники и орнаментики — в статье из журнала «Архитектура СССР». 🔵 Читать на сайте TATLIN #статьи #архитектура #наследие
Изображение поста
⚪️ Новосибирск! Ищем стендиста.
С 28 по 30 августа 2025 года на национальном независимом архитектурном рейтинге «Золотая Капитель» продукция издательства TATLIN будет доступна со скидкой. Книги, журналы, плакаты, путеводители, раскраски и шт.уковины — по самым приятным ценам. График и оплата достойные. Присылайте отклики в комментарии!
Изображение поста
⚪️ Москва, мы ищем стендиста!
С 3 по 7 сентября 2025 года на Московской международной книжной ярмарке продукция издательства TATLIN будет доступна со скидкой. Книги, журналы, плакаты, раскраски и шт.уковины можно будет приобрести по самым приятным ценам. Нам нужен стендист со 2 по 7 сентября. График и оплата достойные. Присылайте отклики в комментарии!
Изображение поста