Токийское метро, да и железнодорожная система Японии в целом, славится своей сложностью. Сначала кажется, что это из-за огромного количества станций, но лабиринт из линий легко покоряется с помощью любой современной навигационной программы (почти). Настоящая сложность скрыта в самой структуре подземки.
⏺ Метро разделено на две независимые сети: Tokyo Metro и Toei Subway. Билеты одной сети не действуют на другой, и если ваш маршрут включает обе, вам нужно купить два разных билета. Как понять какая станция принадлежит к какой компании — не знаю. Из-за этого непонятно, до какой станции нужно доехать, чтобы пересесть без доплаты, а также через какой автомат покупать билет. Особенно эта проблема актуальна на маршрутах с бронированием мест, где нужны два билета: один — на проезд, второй — на резервирование места.
⏺ Автоматы для продажи билетов — это нечто. Они отличаются не только по компаниям, но и по функционалу. Некоторые принимают карты, другие — нет. Где-то можно пополнить Pasmo или Suica (местные аналоги Тройки) через телефон, а где-то — нет. При этом купить проездные карты через автомат невозможно — только билеты.
⏺ Купить Pasmo или Suica — настоящая задача. Мы так и не смогли этого сделать. Говорят, что это возможно в аэропорту, но об этом нужно знать заранее. Можно скачать соответствующие приложения, но они работают только на Айфонах и на некоторых локальных версиях Андроида. Мой основной телефон — Андроид, конечно, не японский, и Айфон с собой не взял, поэтому пользовался только бумажными билетами. Жена смогла оформить анонимную Pasmo (Suica требует данных на японском), но постоянно возникали проблемы с пополнением, поэтому ей тоже приходилось брать бумажные билеты.
⏺ На крупных станциях с одного пути могут отправляться поезда разных линий. Причем на табло, которое висит над путём, отображаются не все поезда, и тот, в котором ты находишься, может увезти тебя в совершенно противоположную сторону (такое случилось со мной два раза подряд).
⏺ Пересадки также могут быть затруднительными. На карте всё выглядит просто, но на практике пересадка может занять 10-15 минут, особенно на крупных станциях, таких как Shinjuku или Tokyo. Эти станции многослойные, и чтобы попасть на нужную платформу, иногда нужно спуститься на несколько уровней и ты не всегда уверен, что идёшь в правильном направлении.
Это только некоторые моменты. Но какую мораль из этого можно извлечь?
Если бы я оказался в Японии 20 лет назад, метро казалось бы настоящим чудом. Автоматы для продажи билетов, цветные схемы, электронные табло — всё это выглядело бы как нечто из научной фантастики. Но сейчас многие вещи кажутся устаревшими. Нет единой билетной системы, нет возможности бронировать места через Suica или Pasmo, да много чего нет.
Конечно, такие массивные системы менять очень сложно, но было бы желание, которое, похоже, отсутствует из-за сформированных привычек. Японцы просто привыкли к таким трудностям, недочёты стали нормой, и изменения кажутся ненужными. Но привычки не должны сдерживать улучшения. Реформы должны проводиться постоянно, иначе проблемы будут только накапливаться, мешая прогрессу.