История переплёта с Анной Марковой

История переплёта с Анной Марковой

@annamarkova_bookhist
Изображение канала: История переплёта с Анной Марковой
1 694 подписчика
38 постов
Посты
В эфире редкая, но любимая рубрика «как увидеть невидимую подпись переплётной мастерской»:
1⃣предположить, где может быть подпись; 2⃣подсветить боковым светом; 3⃣радоваться находке.
Мы с птичками желаем всем хорошего понедельника. Заметьте, птички не поют. Может, они и не певчие вовсе?
А если серьезно, то такие натуралистичные изображения птиц (те, что в овале) встречаются на переплетах очень редко, особенно в ранний период. Профессор Федерико Макки датирует этот образец концом XVI или началом XVII века, а место создания относит к венецианскому региону. Техника исполнения птичек и другого декора — золотое тиснение отдельными штампами. Присмотритесь, там все немножко несимметрично, потому что каждый элемент тиснился отдельно. Это не дефект, просто особенность техники и времени. Кто разглядел эти «прекрасные несовершенства», ставьте 👀 Экземпляр из Библиотеки Палатины в Парме.
Изображение поста
У нас с Ириной Леонидовной Великодной вышла книга!
«Главное в истории книги», издательство МИФ. Пост с рассказом об издании будет попозже, а пока делюсь фото и ссылкой на подробное описание на сайте издательства. Я очень рада, книга удалась. https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog/product/glavnoe-v-istorii-knigi
Изображение поста
Очень странный рисунок ролика для тиснения, только приглядитесь...
Переплет из красного сафьяна* с декором золотого тиснения, вероятно, конца XVIII века. Экземпляр из Бодлианской библиотеки. * Сафьян — козья кожа.
Изображение поста
В художественном переплёте важна каждая деталь. Посмотрите, как впечатление от красного тиснения на кожаном каптале усиливается красной полосой на обрезе.
Работа греческого переплётчика Димитриса Куципецидиса, 2025 год. Больше фотографий и описание переплёта — на сайте мастера.
Изображение поста
Недавно у «Прочитано» вышел второй сборник коротких рассказов. Давно слежу за этим проектом, очень симпатична их цель — популяризировать чтение через короткие рассказы современных авторов. Это онлайн библиотека, в которой каждый рассказ не только снабжают иллюстрацией и публикуют, но и продвигают, доводят до читателей разными способами. Недавно стали выходить печатные сборники, сначала первый, а сейчас и второй. Оба имеют конструкцию с открытым корешком. Написала о своих впечатлениях о переплёте издания и о самом сборнике в канале «Прочитано».
Немного журнальной эстетики Ар Нуво. Как вам квадратный букет? Кстати, квадратные кустики уже встречались раньше и совсем в другом контексте.
Изображение поста
Какой красивый голубой оттенок. Он типичен для XVIII века, да, но при этом никогда не приедается в своей изящной простоте. Иногда в переплетах хочется рассматривать именно цвета, не конструкцию, не материалы и даже не декор, а только цвета... Фрагмент мраморной бумаги в экземпляре Национальной библиотеки Франции.
Изображение поста
Пока мы с вами высчитываем оптимальное время на чтение (присоединяйтесь к опросу, если ещё не успели!), делюсь впечатлениями от очень симпатичной детской книги про археологию, там много внимания уделено текстам в самых разных видах.
Пора заводить хештег #случайныйпереплет для приятных и неожиданных «встреч» в библиотеке. Сегодня — переплёт, покрытый декоративной бумагой со скромным, но не таким уж простым печатным рисунком. XX век.
Изображение поста
Сегодня — шедевр от британского переплётчика Филиппа Смита (1928-2018). Художественный цельнокожаный переплёт из тёмно-зелёного сафьяна с декором в техниках аппликации, ручной росписи, золотого тиснения. 1976 год.
Узнали настроение картин Рене Магритта? Смит вдохновлялся этим художником, своим старшим современником, и перенимал отдельные мотивы его работ. Это был виртуозный переплётчик-изобретатель, он разработал особую технику работы с кожей (обратите внимание на пейзаж с мелкими деталями). Прочитать подробнее о ней можно на сайте Филиппа Смита. Переплёт из частной коллекции, фото — Sotheby's. P.S.: мне в этом переплёте ещё нравится наклейка с заглавием 💭
Изображение поста
#Переплетное. После 1906 г. в периодических изданиях можно встретить рекламу белокриницкой типографии А.В. Симакова из Уральска (слева), эту же красоту можно найти и на фирменных застежках (справа - полевая находка из Клинцов).
Изображение поста
Изображение поста
Как здорово, что коллеги из Научной библиотеки Томского университета сделали небольшой ролик нашей встречи — в первый день фестиваля мы вместе обсуждали исторические книжные переплёты! 📚🩷
Большое спасибо за организацию встречи и подбор книг заведующей Отделом основного фонда Екатерине Ивановской и заведующему Отделом рукописей и книжных памятников Кириллу Коневу.
Смотрите, кто изображён на немецкой почтовой марке 1987 года 👀 Переплётчики! Встретилось в интернете.
Изображение поста
Делюсь радостью: благодаря переплётчику Ивану Пискову и коллеге по библиотеке Елене Соколовой у меня появилась книга о Владимире Чекеруле. Выдающийся переплётчик, один из создателей бельгийской школы переплёта, Чекеруль был выходцем из Российской Империи, но совсем у нас не известен. Буду изучать биографию мастера, потом поделюсь с вами. Пока что можно посмотреть некоторые его переплёты и работы его учеников здесь.
Находчивый библиотекарь прошлого поставил штамп ровно в медальон, предназначенный для герба владельца. Получилось остроумно: штамп-то с гербом, и своим кружочком хорошо сюда вписался.
Экземпляр римского миссала около 1472 года из Ватиканской апостольской библиотеки. Печатное иллюминированное издание на пергамене.
Изображение поста
Изображение поста
Как классно футляр продолжает тему декора на корешке. Работа переплетчика из Греции Димитриса Куципецидиса, 2024 год. Больше фото и описание процесса — на сайте Димитриса.
Изображение поста
Изображение поста
✨На подходе новый эпизод подкаста о редких книгах «Конволют». Он будет посвящён русским изданиям начала XIX века: серьёзным и ироничным, красивым и скромным — очень разным! Но среди них — произведения золотого века нашей литературы, и уже только поэтому к этим книгам стоит приглядеться.
Поговорить о них я пригласила коллег, которые передержали в руках тысячи таких экземпляров, поскольку являются составителями «Сводного каталога русской книги. 1801–1825» — Ирину Карпову (Российская государственная библиотека) и Ирину Великодную (Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова). 🩷Приглашаю вас присоединиться и поддержать «Конволют». Общую сумму расходов на запись и монтаж эпизода я разделила на 10 слотов для 10 меценатов. После проведения оплаты, пришлите мне скриншот в личном сообщении (@dozen_books), и я с благодарностью произнесу ваши имя и фамилию в конце выпуска. ✨Если вы хотите поучаствовать анонимно — просто не пишите мне в личку. Сбор проводится до 2 мая, 3 мая запишу благодарности и отправлю всё на финальный монтаж.
Изображение поста
Давайте поразглядываем французскую мраморную бумагу 1860-1870х годов. Рисунок создан с использованием мелкого гребня и создаёт впечатление объёма, при том, что сам лист совершенно плоский
Торжественно разворачиваются свитки с пасхальными песнопениями. Задумчиво блестят сапфиры. Филигранные цветочки как драгоценный ковёр покрыли всё. Нет сомнений, это новый рай.
Апостолы в своих кельях-медальонах записывают Благую Весть, которая вот-вот разлетится по всей Вселенной. А в центре — Христос выводит наших прародителей из ада, которого больше нет, и там, на месте вечной тьмы от Его света прорастают стебельки новой жизни. С Пасхой! ___ Напрестольное Евангелие. Вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля. Москва, 1571. Музеи Московского Кремля. Ниже — изображение без сжатия (скан из книги), где можно разглядеть всё в деталях.
Изображение поста