История переплёта с Анной Марковой

История переплёта с Анной Марковой

@annamarkova_bookhist
Изображение канала: История переплёта с Анной Марковой
1 694 подписчика
23 поста
Посты
Минутка разглядывания типографской красоты. Фрагмент страницы болонского издания 1582 года. В центре помещен знак амперсанда — &
https://content.desigram.ru/static/8018e6d9-5001-434e-a57d-da0c3b295fb9.jpg
Чернильная чернота в рубрике #ночнойпереплет
А, главное, взгляните, как в сегментах корешка "рассыпаны" цветы. Долой симметрию и единообразие, которые на протяжении двух столетий обеспечивали нам одинаково вертикально "высаженные" флероны* в каждом сегменте корешка! (Посмотрите, для сравнения, два переплета XVIII века вот тут). Американский переплет 1898 года создания, работа мастерской Club Bindery. Экземпляр из Нью-Йоркской публичной библиотеки (коллекция переплетов Уильяма Спенсера). * Флероном (фр. fleuron — цветок) в описании переплётов обычно называют оттиск от штампа декоративного тиснения с рисунком в виде цветка.
https://content.desigram.ru/static/7628c37a-66dd-427a-b8b1-97c3738e72aa.jpg
В начале недели хочу с вами поделиться хорошей новостью — опубликована моя статья о французских переплетах эпохи Наполеона I.
Работать над ней было увлекательно. Во-первых, описание и изучение красивейших образцов (38 — из российских книгохранилищ de visu, 50 — из онлайн ресурсов). Во-вторых, погружение в эпоху через сканы газет, путеводителей, детских книг. Представляете, в путеводителе по Парижу писали о переплётчиках, удивительно, правда? В общем, приглашаю вас ознакомиться с результатами исследования. Вот описание : Маркова А. И. Интерпретация стиля ампир во французских декорированных книжных переплетах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14. 2024. С. 401–412. Следом выкладываю PDF.
https://content.desigram.ru/static/a9e2ff91-a79a-4c8b-b8ec-00156cfe0f97.jpg
Инкунабула Альда Мануция «Сон Полифила» из личной коллекции французского короля Франциска I. Тут и его инициал, и герб, и геральдическая лилия, и горящая саламандра.
Переплет был реставрирован. Видите, какая именно часть ни капельки не оригинальная, а целиком новая? Только реставраторы-переплетчики, не подсказывайте)) Посмотреть в деталях можно здесь.
https://content.desigram.ru/static/ecca4ed9-83f6-4abe-a7ca-5c74ac784662.jpg
В продолжение темы клейстерной бумаги рекомендую мини-лекцию «Основные виды декоративных бумаг ручного производства в книжных переплетах».
Эту лекцию Мария Борисовна Золотова из Российской государственной библиотеки прочитала на нашем первом семинаре «Codex ligatus». 29 минут, и характеристики основных видов декоративных бумаг спокойненько улягутся у вас в голове😎 ❤️ВКонтакте ❤️YouTube ❤️Rutube
https://content.desigram.ru/static/61ef9987-8243-4512-b521-5840e9b6436d.jpg
Синяя клейстерная бумага, XVIII век. Форзацы из такой бумаги — это не головокружительный трепет от встречи с книгой (как мраморная бумага) и не блестящая роскошь (как парчовая бумага), а, скорее, как мгновение, чтобы замедлить шаг, ути́шиться и подготовиться к чтению.
Несколько лет назад брала интервью с современным немецким мастером клейстерной бумаги Сюзанн Краузе, которая реконструирует старые образцы, создаёт совсем новые рисунки, пишет книги. Приглашаю вас почитать https://propereplet.ru/intervyu-s-masterom-klejsternoj-bumagi-syuzann-krauze/
https://content.desigram.ru/static/e3d8d4f5-cff3-47bb-8d2b-a9a8f95f1440.jpg
Настроение — спрятаться в нору и смотреть оттуда, как тихо падает снег. Офорт Карла Бодмера из книги «Природа у себя дома» («La nature chez elle») Теофиля Готье (1870).
Экземпляр Национальной библиотеки Франции неожиданно дополнен рисунками акварелью Эктора Джакомелли прямо на страницах с текстом, посмотрите. Джакомелли — тот самый художник, который создавал орнаментальные вертикальные композиции между колонок текста Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в оригинальном французском издании.
https://content.desigram.ru/static/1caa7729-c4b6-4b81-b6aa-a21cd43a9a4e.jpg
Немножко кухни редкокнижников. Вчера в связи с библиографическим описанием экземпляров мы с Татьяной Кульматовой обсуждали эти псевдомраморные бумаги. Пришли к выводу, что обе их можно отнести у разновидностям «Annonay» (фр.), сиречь «achatmarmor» (нем., «агатовый мрамор»). На русском пока устойчивого термина нет.
🌟У бумаги слева фон — тёмно-красный, у бумаги справа фон — белый. Причём у бумаги слева фон не просто тёмно-красный, он гладкокрашеный, а не тонированный в массе, это определяется по белым просветам бумаги в царапинках. Татьяна показывала такие бумаги и рассказывала о них, можно посмотреть вот тут.
https://content.desigram.ru/static/b38e4306-c3a5-43bb-9e2d-27073088c4d4.jpg
Посмотрите, какая интересная декоративная бумага: золотой снег и золотой закат!
Экземпляр книги образцов из музея Метрополитен, 1934 год.
https://content.desigram.ru/static/b024a15b-0956-4612-a368-6b5d55eac97a.jpg
Последняя загадка из Третьяковки! Целых две полки книг. Можно разглядеть кожаные переплёты с золотым тиснением, а можно и издательские бумажные обложки. Отгадаете, что за картина?
https://content.desigram.ru/static/c40feda8-6dc4-4780-ab24-dc77fabb633c.jpg
Вы слишком быстро отгадываете, молодцы))
Михаил Александрович Врубель Фауст. Триптих Декоративные панно для готического кабинета в доме А.В.Морозова в Москве. 1896. Подробности о картине и возможность рассмотреть детали — здесь.
https://content.desigram.ru/static/5d15991a-69a2-4574-b18a-f9d0f64c53ac.jpg
А вот и ответ на загадку в предыдущем посте:
Василий Григорьевич Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере». 1880-1881. Подробнее о картине — здесь. Вы правильно отгадали! Ну что, завтра выложу фрагменты посложнее)
https://content.desigram.ru/static/05466b21-36b1-4c27-9bbe-3f47a29b1a0e.jpg
Сегодня в рубрике #переплетдлягостя — переплёт с бисером от Одетты Драпо из Канады (2013 год). Он исполнен в эстетике кажущейся небрежности: нити как будто не зафиксированы, ровных линий почти нет. При этом, корешок и рёбра крышек не укреплены, а, напротив, бусинки бисера придают им уязвимость.
Показываю этот парадоксальный переплёт художнице и дизайнеру одежды Марине Гусевой, которая ведёт телеграм-канал «Отвяжные». 〰️ Марина, какое впечатление на Вас производит этот переплёт? 〰️ Нити создают ощущение обматывания книги в надежде защитить содержимое от посторонних глаз, спрятать. Чёрный цвет будто говорит о «неправильных» мыслях, которые могут быть спрятаны в книге. Украшение бисером напоминает о хрупкости автора. Ниточки с красным продолговатым бисером делают переплёт не таким мрачным и даже украшают его. Ряды бусин на корешке создают впечатление замка на сундуке. Коричневые линии кажутся краями листов. Вы, Аня, очень чутко подобрали экземпляр для меня. Кажется, если бы я создавала переплёты для книг, это было бы что-то в таком духе. Мне откликается небрежность, грубость переплёта и в то же время его хрупкость и утонченность. Это именно то, что есть в моих работах.
https://content.desigram.ru/static/7dd01150-e1a8-4d0f-be62-e7d43aa92545.jpg
Сколько разновидностей тонирования кожи вы насчитали в этом фрагменте? Аппликации тут нет, только разные окрашивания.
Тонирование по трафарету — отличный декоративный приём XVIII века. Экземпляр из Национальной библиотеки Нидерландов.
https://content.desigram.ru/static/e663975c-dfbd-4788-a0d2-7ce0ff41acb3.jpg
Простой и ясный декор форзаца из бумаги с печатным орнаментом для самой первой книги — букваря.
Издание было выпущено в в 1753 году в Риме, в типографии Священной конгрегации. Вероятно, переплёт изготовлен на Апеннинском полуострове примерно в те же годы. Экземпляр из коллекции князей Юсуповых (Музей-усадьба Архангельское).
https://content.desigram.ru/static/b8135d88-85fd-4627-b789-91ff780cf45e.jpg
Разбираю дома шкаф, нашла свои учебные опусы. Зимой 2016 или 2017 года я пошла к мастеру эбру попробовать создать мраморную бумагу, чтобы лучше понять этот аспект искусства книги. Эта мастер работала не очень далеко от моего дома и проводила занятия для дошколят. Я пришла как раз после такого урока (в прихожей родители одевают детей, шуршат комбинезоны, стучат сапожки, повсюду сушатся детские работы, мастер приветствует усталой улыбкой). Помню, как мы расположились за низким столиком, и она наливала «воду», объясняла, как наносят краски и формируют рисунок, и довольно скоро передала кисти и краски мне. Совершенно прекрасно было сидеть на маленьком стульчике и рисовать, рисовать, не чувствуя никаких ограничений...
https://content.desigram.ru/static/d23e203d-132c-42a9-ade1-64a7e12ebdcc.jpg
🪩Сегодня с Зорицей и Светланой провели экскурсию по библиотеке, чувствую себя одновременно и уставшей, и вдохновлённой! Всё-таки рассказывать посетителям о книгах и слушать, как замечательно это делают коллеги — просто счастье. А завтра... стартуют выходные, ура!
На видео — одна из книг с выставки новых поступлений, на обложке и авантитуле по-французски значится «сегодня» и «завтра». P.S.: Спасибо, что делитесь мнением касательно продвижения и рекламы книг в комментариях под опросом. Интересно. Узнаю новое для себя, думаю, что и для других тоже полезно.
Готовы фотографии и пост-релиз нашего II Научно-практического семинара по изучению и описанию европейских книжных переплётов «CODEX LIGATUS»! Семинар собрал более 100 специалистов из 15 городов России и Беларуси (Александров, Воронеж, Дмитров, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Нижний Новгород, Москва, Рязань, Санкт-Петербург, Саранск, Суздаль, Томск, Тюмень, Минск!).
Приглашаю вас почитать пост-релиз, посмотреть фотографии и ознакомиться с программой, которая занимала нас целый день. Целый день, посвящённый переплётам, вы только представьте) Видео монтируется, о его публикации сообщу дополнительно. 🔘Кто был на семинаре, что вам запомнилось больше всего, и о чём хотелось бы послушать в следующем году? Кто не был — какая тема из программы кажется наиболее интересной?
https://content.desigram.ru/static/3682bbb5-db9a-4737-845d-1b385a8de94c.jpg
✨В журнале «Книга. Чтение. Медиасреда» опубликовали наше интервью с художником-графиком Светланой Сорокиной-Клод. Светлана рассказывает, как она создала книгу целиком в технике линогравюры. Приглашаю вас почитать и посмотреть.
https://content.desigram.ru/static/95b31cb1-8ecf-408c-9554-68b13c87dd91.jpg
Ладно, признаюсь: больше всего в этой книге мне нравится, что в ней есть текст, обращённый к Жану Гролье (см. вторую и третью строки в треугольнике заголовка). В свободное время от работы казначеем и советником короля Франции Гролье был выдающимся коллекционером книжных переплётов, упоминала о нем вот тут.
https://content.desigram.ru/static/c1a3a1c3-91d7-4d23-9567-a8d8686bbb37.jpg