История переплёта с Анной Марковой

История переплёта с Анной Марковой

@annamarkova_bookhist
Изображение канала: История переплёта с Анной Марковой
1 694 подписчика
31 пост
Посты
Вчера был эмоциональный день, сегодня хочется замедлиться и ути́шиться. Посмотрим фрагмент цельнопергаменного переплёта, созданного по дизайну Анри Ван де Велде для книги «Понедельники одного исследователя» Шарля де Шпёльберха Ловенжуля (1894). Экземпляр из Венского Музея декоративно-прикладного искусства.
Много красоты и любви к прошлому (обратите внимание на пергаменные шнуры шитья), немножко эклектики, и всё приглушено пыльной тонировкой времени. Как у нас в жизни.
Изображение поста
Знакомьтесь, перед вами Аллегория переплётного дела. Она создана художником Фердинандом Лауфбергером для проекта фасада Музея истории искусств Вены не позднее 1881 года.
В правой руке наша Аллегория держит декорированный переплёт (интересно он повёрнут, корешком к себе), в левой — инструменты (узнаю дугообразную палету, которой тиснят орнаментальные полосы как раз на корешке). Внизу стоит зело украшенный сундучок, угадаете, почему он тут? Рисунок из коллекции Музея прикладного искусства Вены.
Изображение поста
🎶 Приветствую вас из моей мобильной звукозаписывающей студии! Сегодня собрала её в домашнем кабинете, чтобы записать трейлер ко второму сезону «Конволюта», вступление и заключение к первому эпизоду.
На фото — рекордер, один микрофон на стойке, повседневные наушники. За кадром остались ещё два микрофона, чтобы записывать беседы с двумя гостями, и запасной комплект батареек. Ужасно нравится, что всё это пакуется в один рюкзак, с которым можно поехать куда угодно и записать настоящую аудиопередачу)) На заднем плане — книги о переплётах и любимая чашка с китом в небе.
Изображение поста
Друзья, ну что, скоро подоспеет первый эпизод нового сезона! Гость выпуска — типограф Руслан Князев, мастер ручного набора и ручной печати книг.
🔉 Это не классическое интервью, а, скорее, неформальный разговор, где есть место и интересным рабочим нюансам, и личным историям. Очень рада, что записала эту беседу, и теперь вы сможете познакомиться с Русланом поближе, узнать о его редчайшей профессии, а ещё посмеяться вместе с нами, хорошо провести время) ❤️Приглашаю вас присоединиться к нашему книжно-подкастному рок-н-роллу и поддержать «Конволют». Общую сумму расходов на запись и монтаж эпизода я разделила на 10 слотов для 10 меценатов. После проведения оплаты, пришлите мне скриншот в личном сообщении (@dozen_books), и я с благодарностью произнесу ваши имя и фамилию в конце выпуска. Сбор проводится до вечера вторника, в среду буду записывать звук и отправлю всё на финальный монтаж.
Изображение поста
Обрез с византийской протовязью (заглавные строки с пропорциями более вытянутыми чем 1:2 и использованием лигатур) с Псалтыри и Нового Завета из Дамбртон Оакс
XI век (надпись с обреза может быть более поздней)
Изображение поста
Друзья, самой не верится, что это пишу: я возобновляю подкаст о редких книгах «Конволют». Напомню, конволют — это термин, которым называют книгу, в которой под одним переплётом собраны экземпляры разных изданий. Так и у меня в подкасте собраны истории разных книжных людей. Эпизоды «Конволюта» будут выходить как выпуски альманаха — по готовности. Планировать регулярность публикаций сейчас не берусь.
Ещё вернусь к вам с анонсом первого эпизода, а пока немного о новом сезоне. Теперь это не только подкаст о редких книгах и тех, кто с ними работает (библиотекари, книговеды, реставраторы, историки, филологи, искусствоведы). Это ещё и во многом о тех, кто эти самые редкие книги создаёт (мастера книжных искусств). Послушать эпизоды первого сезона можно здесь.
Изображение поста
Разговор об открытом корешке (2)
Анна Маркова: С чем может быть связана популярность этого приёма? Мила Ершова: Можно было бы сотворить миф про цикличность развития истории и возвращение к истокам книгопечатания. К тем временам, когда издательского переплёта ещё не существовало, а был только владельческий, и книга выходила в мир незащищённой. Но причины обилия «немых книг» намного банальнее. Книга с открытым корешком и накладными сторонками — самый простой и бюджетный (как ни странно) вид переплетных работ при ручном изготовлении и единичных тиражах. Второй повод появления немого корешка — конструкция блока с шитьём втачку. Эта конструкция позволяет существенно увеличивать формат в рамках возможностей цифровой печати. Но не все книги с открытыми корешками остаются немыми. Часто ситуацию спасает появление суперобложки, использование обложки или переплета с откидной крышкой, нанесение изображения и текста на корешок или обрез книги. Важно понимать, что терять столь важную для коммуникации поверхность не стоит. ____________ Книга на фото: «Путеводитель как способ коммуникации», дизайн — Ксения Малиновская.
Изображение поста
Разговор об открытом корешке (1)
Анна Маркова: Какую задачу в современной книге решает эта конструкция? Евгений Корнеев: Открытый, незащищённый слоем картона или бумаги корешок книги — решение, которое появилось сравнительно недавно. Конечно, корешки у книг отваливались и раньше. Но первым осознано, как элемент дизайна книги, открытый корешок применил голландский дизайнер Карел Мартенс в 1992 году для оформления нулевого номера журнала по архитектуре OASE. Мартенс решил продемонстрировать «нулевые» качества: буквы названия журнала набраны из дырок, корешка нет, на обложке — фотография нулевого голландского космонавта, которого никогда не было. Появление открытого корешка стало возможным благодаря тому, что книга перестала быть основным, ответственным способом хранить информацию, снизились требования к её долговечности. Быстрый рост популярности приёма произошёл от того, что дизайнеры во всём мире увидели, что элемент, который индустрия делала не задумываясь, по инерции, оказался зачастую лишним. Это было чудесным избавлением от ненужного груза, ярким примером «раздизайна» — редукции и переосмысления рутины. Открытый корешок позволил полностью, на 180 градусов раскрыть книгу. Свободный шарнир открытого корешка избавил страницы от деформации. Впервые создатель книги смог рассматривать книжный разворот, как цельный плоский формат — как графический лист или экран. Сам открытый корешок выглядит легко, демократично, протестно, как антипод книг в консервативном оформлении. ____ Книга на фото: «Художественный язык архитектурной подачи» (2022), дизайн — Полина Шевчук.
Изображение поста
Минутка разглядывания типографской красоты. Фрагмент страницы болонского издания 1582 года. В центре помещен знак амперсанда — &
Изображение поста
Чернильная чернота в рубрике #ночнойпереплет
А, главное, взгляните, как в сегментах корешка "рассыпаны" цветы. Долой симметрию и единообразие, которые на протяжении двух столетий обеспечивали нам одинаково вертикально "высаженные" флероны* в каждом сегменте корешка! (Посмотрите, для сравнения, два переплета XVIII века вот тут). Американский переплет 1898 года создания, работа мастерской Club Bindery. Экземпляр из Нью-Йоркской публичной библиотеки (коллекция переплетов Уильяма Спенсера). * Флероном (фр. fleuron — цветок) в описании переплётов обычно называют оттиск от штампа декоративного тиснения с рисунком в виде цветка.
Изображение поста
В начале недели хочу с вами поделиться хорошей новостью — опубликована моя статья о французских переплетах эпохи Наполеона I.
Работать над ней было увлекательно. Во-первых, описание и изучение красивейших образцов (38 — из российских книгохранилищ de visu, 50 — из онлайн ресурсов). Во-вторых, погружение в эпоху через сканы газет, путеводителей, детских книг. Представляете, в путеводителе по Парижу писали о переплётчиках, удивительно, правда? В общем, приглашаю вас ознакомиться с результатами исследования. Вот описание : Маркова А. И. Интерпретация стиля ампир во французских декорированных книжных переплетах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14. 2024. С. 401–412. Следом выкладываю PDF.
Изображение поста
Инкунабула Альда Мануция «Сон Полифила» из личной коллекции французского короля Франциска I. Тут и его инициал, и герб, и геральдическая лилия, и горящая саламандра.
Переплет был реставрирован. Видите, какая именно часть ни капельки не оригинальная, а целиком новая? Только реставраторы-переплетчики, не подсказывайте)) Посмотреть в деталях можно здесь.
Изображение поста
В продолжение темы клейстерной бумаги рекомендую мини-лекцию «Основные виды декоративных бумаг ручного производства в книжных переплетах».
Эту лекцию Мария Борисовна Золотова из Российской государственной библиотеки прочитала на нашем первом семинаре «Codex ligatus». 29 минут, и характеристики основных видов декоративных бумаг спокойненько улягутся у вас в голове😎 ❤️ВКонтакте ❤️YouTube ❤️Rutube
Изображение поста
Синяя клейстерная бумага, XVIII век. Форзацы из такой бумаги — это не головокружительный трепет от встречи с книгой (как мраморная бумага) и не блестящая роскошь (как парчовая бумага), а, скорее, как мгновение, чтобы замедлить шаг, ути́шиться и подготовиться к чтению.
Несколько лет назад брала интервью с современным немецким мастером клейстерной бумаги Сюзанн Краузе, которая реконструирует старые образцы, создаёт совсем новые рисунки, пишет книги. Приглашаю вас почитать https://propereplet.ru/intervyu-s-masterom-klejsternoj-bumagi-syuzann-krauze/
Изображение поста
Настроение — спрятаться в нору и смотреть оттуда, как тихо падает снег. Офорт Карла Бодмера из книги «Природа у себя дома» («La nature chez elle») Теофиля Готье (1870).
Экземпляр Национальной библиотеки Франции неожиданно дополнен рисунками акварелью Эктора Джакомелли прямо на страницах с текстом, посмотрите. Джакомелли — тот самый художник, который создавал орнаментальные вертикальные композиции между колонок текста Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в оригинальном французском издании.
Изображение поста
Немножко кухни редкокнижников. Вчера в связи с библиографическим описанием экземпляров мы с Татьяной Кульматовой обсуждали эти псевдомраморные бумаги. Пришли к выводу, что обе их можно отнести у разновидностям «Annonay» (фр.), сиречь «achatmarmor» (нем., «агатовый мрамор»). На русском пока устойчивого термина нет.
🌟У бумаги слева фон — тёмно-красный, у бумаги справа фон — белый. Причём у бумаги слева фон не просто тёмно-красный, он гладкокрашеный, а не тонированный в массе, это определяется по белым просветам бумаги в царапинках. Татьяна показывала такие бумаги и рассказывала о них, можно посмотреть вот тут.
Изображение поста
Посмотрите, какая интересная декоративная бумага: золотой снег и золотой закат!
Экземпляр книги образцов из музея Метрополитен, 1934 год.
Изображение поста
Последняя загадка из Третьяковки! Целых две полки книг. Можно разглядеть кожаные переплёты с золотым тиснением, а можно и издательские бумажные обложки. Отгадаете, что за картина?
Изображение поста
Вы слишком быстро отгадываете, молодцы))
Михаил Александрович Врубель Фауст. Триптих Декоративные панно для готического кабинета в доме А.В.Морозова в Москве. 1896. Подробности о картине и возможность рассмотреть детали — здесь.
Изображение поста
А вот и ответ на загадку в предыдущем посте:
Василий Григорьевич Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере». 1880-1881. Подробнее о картине — здесь. Вы правильно отгадали! Ну что, завтра выложу фрагменты посложнее)
Изображение поста