Разный взгляд на слова Якоба Нильсена о смерти интерфейса
Это рубрика «Разный взгляд», где начинающий и опытный специалист отвечают на один и тот же вопрос или делятся мнением о событии.
→ В роли начинающего: Продуктовый дизайнер в Ozon Алёна Фассалова
→ С опытной стороны: Директор по продукту AW BI и автор @proudobstvo Михаил Греков
🔍 Сегодня обсуждаем слова Якоба Нильсена — автора одноимённых эвристик и дизайнера с 40-летнем опытом.
— Якоб считает, что в ближайшем будущем появятся ИИ агенты, которые от имени пользователя будут просматривать веб-странцы, принимать решения и управлять компьютером, не нуждаясь в постоянном участии человека.
— Доступность исчезнет как проблема веб-дизайна, поскольку пользователи с ограниченными возможностями будут использовать только агента, который преобразует контент и функции в соответствии с их конкретными потребностями.
— Ожидается, что ИИ агенты будут выполнять сложные задачи, такие как обслуживание клиентов, здравоохранение и образование, и даже работать на уровне кандидата наук для проведения научных исследований.
— Якоб призывает сосредоточиться на проектировании для агентов, а не для людей.
Михаил: Якоб говорит правильно. Только, что такое недалёкое будущее? Многие уже сейчас работают с ИИ агентами и типа убивают интерфейс. Но на самом деле это не первые попытки и предсказания смерти классического интерфейса. Например, с появлением VR-технологии человечеству пророчили жизнь в нём — но до сих пор мы не видим VR в широком использовании.
А в фантастических фильмах десятки лет назад показывали прозрачные без каркасные системы. И вот мы живём в «будущем», где все технологии для этого есть. Но где же они, пользователи прозрачных интерфейсов, как у железного человека? Их нет. Потому что на практике это оказалось не удобно.
Для ИИ-агентов не нужен пользовательский интерфейс для доступа к данным — они могут использовать API, а может со временем специально для ИИ появится отдельный способ доступа к информации. Что-то вроде отдельной «двери», чтобы собирать данные, делать выводы и работать без использования обычных пользовательских интерфейсов. Но для людей привычные интерфейсы ещё долго никуда не денутся — переход к новым технологиям будет очень плавным, почти незаметным. Мы не заметим как классические интерфейсы исчезнут.
Скорее всего, переход начнётся благодаря имплантам с ИИ в мозг. Это позволит получать информацию напрямую, без экранов и клавиатур, что значительно облегчит жизнь людям с ограниченными возможностями — отсюда и начнётся революция.
Алёна: Пользовательский интерфейс никогда не умрет, независимо от развития технологий. Интерфейс — форма взаимодействия человек-система, и она может быть разнообразной: от голосового ассистента до физического объекта. ИИ-агенты также просто встроятся этот список.
Пользовательский опыт неизбежно меняется и это нормально. Но к полному взаимодействию человек - ассистент не сведётся.
Но вот, что интересно:
— Возможно, появится ещё одна форма, которую нужно будет учитывать команде разработки. Вспомните хайп на фоне появления голосовых ассистентов.
— На выстраивание системы, как описано в статье потребуется время. Поэтому классические интерфейсы никуда не исчезнут и работы повально дизайнеры не лишатся.
— Допустим, у каждой компании появится свой ассистент. Тогда встанет вопрос больше про гиперперсонализацию. Появится челлендж: как отличиться от похожего чата и засчет чего удержать.
— В оригинальном посте Якоб Нильсен скорее призывает учитывать обе стороны при проектировании. Что касается паттернов проектирования таких ассистентов — это незыблемая база, которую мы и так с вами знаем, просто на конкретном примере.
— Важный момент, с которым я 100% согласна — нейронки могут положительно влиять на общую доступность информации и инклюзивный подход в ее преобразовании для пользователя.
По итогу, хоть пост нашего уважаемого дедушки Якоба выглядит ультимативно апокалиптичным, ничего страшного за ним не стоит.
А кто работает с внутренними и сложными продуктами, вы можете выдохнуть, тк вас это заденет в меньшей степени)