Антон Григорьев | Слайдология 💡

Антон Григорьев | Слайдология 💡

@angrigyy
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
673 подписчика
54 поста
Посты
Сначала ты предлагаешь лучшее.
Потом — рабочее. А в финале все равно делаешь так, как хочет клиент. Такой цикл частенько случается в коммуникации. Ты приходишь с идеей: чисто, логично, убедительно. С опорой на опыт и когнитивные науки. А потом высокое сталкивается с земным: — «Сделайте фон посветлее» — «Добавьте стрелку» — «Напишите «инновационный» вместо «новый»» — «В заголовке оставьте три слова» — «И да, верните шрифт, как в 2011. Нам так привычнее. И иконки тоже» В большинстве случаев правки оправданы, но бывают и такие, что хорошая презентация превращается в презентацию, которую никто и никогда не захочет читать. Ты можешь уговаривать. Убеждать. Иногда — успешно. А бывает, что нет. И тогда остаётся главное: сделать даже чужое решение максимально понятным, чистым и работающим. С уважением. Без пассивной агрессии. Без «назло». Потому что первое правило профессионала: работать на результат. И этого же ждет ваш клиент. Так что иногда приходится применять креативность и фантазию не только в выборе убедительных формулировок для слайдов, но и изобретать способы сделать так, как захотел клиент, но не навредить презентации) Сначала — идея. Потом — компромисс. Но всегда — качество.
Изображение поста
Заметили ли вы, что Google обновил свою иконку?
Мы — да. И нам эти изменения кажутся существенными) Но человеку, далекому от дизайна, замена разноцветных секторов на градиент может показаться маловажным. Особенно если учесть тот факт, что Google обновил значок впервые за 10 лет. В этом и смысл: качественные перемены — это не всегда радикальные перемены. Часто это просто несколько аккуратных штрихов, которые делают хорошее — ещё лучше и сохраняют преемственность. И если вы иногда думаете, что ваши решения или действия недостаточно «революционные» — расслабьтесь. Большие бренды выбирают привычное вместо инновационного, значит, и мы, простые смертные, можем позволить себе немного конформизма 😉
Изображение поста
Эффект двойного кодирования.
Звучит сложно, но тема занимательная и интуитивно всем понятная. Согласно теории двойного кодирования (dual-coding theory), мы лучше запоминаем информацию, если она представлена и словами, и визуально. И презентация — это отличный (если не лучший) инструмент, чтобы оставить глубокий отпечаток в памяти вашего зрителя. Главное — не превращать ваши слайды в монолитные блоки текста. Гипотезу о двойном кодировании выдвинул психолог Аллан Пайвио ещё в 1971 году. И она подтверждается десятками экспериментов. Мозг — не моноканал. У нас есть две независимые системы обработки: — вербальная (речь и текст), — визуальная (образы и схемы). И если активировать обе — информация закрепляется прочнее. Как использовать эту информацию, чтобы ваши презентации впечатляли и запоминались? 1. Монолитную информацию со сравнивааемыми цифры переводите в диаграмму, инфографику 2. Если в тексте есть причинно-следственные связи, постройте схему и покажите это визуально 3. Только изображения оставлять не стоит - лучше дополнить их текстом. Тем более, что мы воспринимаем изображения через призму собственного опыта. Источник: Paivio, A. (1971). Imagery and Verbal Processes. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Изображение поста
Изображение поста
Украл или вдохновился?
В дизайне, копирайтинге и презентациях грань между вдохновением и воровством тонкая. Иногда — почти прозрачная. Как учиться у лучших, не теряя собственного голоса? Листайте карточки — разберёмся, где проходит граница и как её не переступить.
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Жизнь определяет язык или язык определяет жизнь?
Когда Уинстон Черчилль сказал «У нас нет выбора, кроме как бороться», он не просто говорил. Он запускал национальное сопротивление. Когда в заголовке статьи появляется слово «кризис» вместо «спад» — фондовый рынок реагирует. Когда на слайде написано «уменьшение расходов», это воспринимается спокойнее, чем «сокращение бюджета», хотя суть одна и та же. Это — сила подбора слов. И у неё есть научное объяснение.
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Изображение поста
Слушать аромат — это красиво. Но неправильно.
Так часто говорят знатоки, а мне всегда это выражения казалось неестественным. Как можно слушать то, что можно только обонять? В XIX веке английский химик Джордж Пис сравнил парфюмерию с музыкой: верхние, средние, базовые ноты — всё как в симфонии. С тех пор появилась романтичная привычка «слушать аромат», будто он звучит. Но если строго: духи нюхают, аромат чувствуют, а запахи ощущают. Поэзия — это прекрасно. Но пусть органы чувств останутся при себе.
Изображение поста
Вы не проглатываете 8 пауков в год во сне.
Миф о том, что во сне человек якобы проглатывает до восьми пауков в год, стабильно циркулирует в интернете. Иногда его сопровождает «история» о некой журналистке Лизе Бриджет Хоуст, которая якобы придумала этот факт в 90-х, чтобы продемонстрировать, как легко распространяется недостоверная информация. Что любопытно — ни журналистки, ни исследования, ни оригинального источника этой байки верифицировать не удалось. То есть это фейк о фейке, запущенный как тест на доверчивость. Именно в этом — когнитивная ирония. Ложная информация становится правдоподобной, если она звучит правдоподобно. А если она ещё и «опирается» на якобы разоблачённый источник — мозг расслабляется. В когнитивной науке это называют эвристикой достоверности: чем проще и привычнее звучит утверждение, тем легче мозг соглашается. Особенно если оно не требует усилий на проверку. Вывод: Пауков вы не глотаете. Но информационные ловушки — увы, регулярно. И потому критическое мышление — это не подозрительность. Это привычка задавать вопрос: а откуда это? Даже если «все так говорят». Даже если с виду — очень научно.
Изображение поста
9 мая. Личное.
Мой прадед — Алексеев Михаил Григорьевич — не прошёл войну. Он погиб в первый год. До войны он руководил предприятием по торфоразработке в Шатуре в Подмосковье. В 39-м был старшим политруком. В 41-м, когда враг оказался под Москвой, стал командиром партизанского отряда. Собрал боеприпасы. Хотел вывезти. Но немцы выследили. Обложили кольцом. Чтобы боезапас не достался врагу, подорвал боеприпасы вместе с собой и фашистами. Погиб 4 октября 1941 года. Спустя ровно 47 лет, 4 октября, родился я. И каждый год в этот день — 9 мая — я думаю не о громких словах. А о том, что у Победы есть лицо. Не бронзовое, а настоящее. Вечная память тем, кто не вернулся. И тем, кто жил после — с этим знанием, этой болью и этой тихой гордостью. С Днём Победы.
Изображение поста
Юмор в презентации - когнитивный инструмент, а не стендап.
Юмор — это не способ «развеселить зал». Это способ переключить маршрут обработки информации. По модели ELM (Petty & Cacioppo, 1986) мозг выбирает, как воспринимать сообщение: — через центральный путь — если включён и заинтересован, — или через периферийный — если устал, перегружен или «не до того». И вот тут появляется юмор. Он: • снимает напряжение, • повышает симпатию, • включает внимание — пусть и ненадолго. Когда работает: — В начале — чтобы стать «своим» — В середине — когда зал провис — Когда нужно подчеркнуть абсурд (а потом — показать решение) Когда не стоит: — Если речь о рисках или ответственности — Если аудитория «на вы» — Если шутка требует слишком много контекста Юмор — как нейронный редбул. Бодрит, включает, но требует дозировки. Используйте не по настроению, а по смыслу. Тогда он работает. И работает лучше, чем любая анимация 🙂
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Вопросы из зала на моих выступлениях делятся на две большие категории
Первая: «Как сделать презентацию правильно» Вторая: «Как убедить руководство, что правильно делать так» И если ответить на вопросы первого типа мне достаточно легко, то со вторым все не так однозначно. Сделать презентацию не по регламенту — это бросить вызов системе, которая работает годами (пусть даже с перебоями). Как отработает новая презентация? Это большой вопрос. Вдруг скажут, что плохо. Что странно. Что несерьёзно. Я это понимаю. Потому что регламент — это не про красоту, а про одобрение. Про «никто не придерётся». Про «пусть не заметят, зато утвердят». И так появляются слайды, похожие на протокол. Тексты, похожие на инструкцию. Цифры, которые никто не помнит. Потому что регламент — это защита. А презентация — это риск. Риск быть интереснее. Риск быть живым. Риск сказать не «как положено», а «как услышат». Иногда стоит нарушить шаблон. Не ради эпатажа, а ради смысла. Потому что в зале сидят не должности. А люди.
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Каждый профессионал своего дела — немножко учёный
В одном из последних постов я сказал, что чем дольше занимаюсь презентациями, тем больше меня захватывает наука. И у этого две причины. Первая — чтобы не потеряться в мире, где шум — всё громче, а факты подменяются фразой «я так чувствую». Вторая — это просто естественная стадия профессионального роста) Когда я только начинал, меня больше волновал вопрос «Как?», а не «Почему?». • Как выбрать цветовую гамму, чтобы презентация выделялась, но не раздражала? • Как правильно разместить текст, чтобы его прочитали? • Сколько слайдов лучше использовать, чтобы презентацию долистали до конца? Ответы на все вопросы добывал практическим способом) С годами собрал альманах с заповедями успешной презентации. И начал больше задаваться вопросом «Почему?». Без науки на него не ответить. Правила презентаций — это теорема, но любая теорема нуждается в строгом доказательстве через аксиомы. Поэтому в моем канале так много тем, которые не связаны со слайдами, композицией, дизайном. Но это только на первый взгляд 😉
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Тысяча человек.
В мире социальных сетей, лайков и блогов на миллионы подписчиков это — совсем мало. Но для меня каждая подписка — это живой человек, который почему-то решил остаться со мной. Думать, улыбаться, спорить, узнавать новое. Я начинал этот канал без плана. Просто хотел писать. А потом тысяча человек нашли мои тексты про слайды, смыслы и иногда просто про жизнь интересными) Спасибо за это доверие 🫶🏼
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Учёные открыли новый цвет — и мы не можем его увидеть.
Цвет «Оло» — сине-зелёный, но более насыщенный, чем любой, что мы знаем. Он физически возможен, но невидим для человека: наша сетчатка и зрительная кора не могут его обработать. И мне стало интересно: как его вообще нашли, если его никто не может увидеть? Ученые использовали понятие «нелегальных цветов». Это цвета, которые вы не сможете увидеть обычным зрением, потому что мозг подавляет один цвет, когда активен противоположный. Например, “красно-зелёный” или “жёлто-синий”. Но если каждому глазу показать разный цвет — например, синий одному и зелёный другому — мозг попадает в тупик и синтезирует невозможное. Участники описывали, что видят нечто новое, «цвет, которого не существует в природе». Свой путь я начинал с дизайна и по сей день им увлечен, поэтому даже самому захотелось стать подопытным кроликом и увидеть «невозможные» цвета 😁
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Иногда кажется, что я работаю не с презентациями, а с инопланетными языками.
Вот, например, не текст, а целый квест: Во избежание недопущения возникновения ситуаций, сопряжённых с возможной утратой актуальности представленной информации, необходимо своевременно инициировать процессы по предварительной верификации и последующей адаптации указанных материалов в соответствии с установленными регламентами Как вам? 😁 Хочется после такого оптимистичного начала читать дальше? Мне — не очень, читаю это и ощущаю, как у меня в голове вянут и шрифты, и логотипы. Но ничего — мы с редактором достали лопату, раскопали суть, перевели на человеческой: Чтобы информация не устарела, её нужно вовремя проверить и при необходимости обновить. Вот за это я и люблю нашу работу. Мы не просто делаем красивые слайды. Мы находим смысл под слоем канцелярского перегноя, вытаскиваем его на свет, чистим, прогреваем — и превращаем в понятные слова, которые не нужно перечитывать по три раза с закатом в глазах. Если ваша презентация звучит как госзакупка на миллион слов — приходите. Мы умеем переводить с «бюрократического» на человеческий. И это не я придумал себе такое описание, а целый советник Министра. А это вам не хухры-мухры 😉
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Говорить — дар или мутация?
Чем больше я занимаюсь своим делом, тем глубже ухожу в науку. Поэтому буду изредка делиться своими размышлениями с вами. Но только самыми интересными) В последнее время стал задумываться о способности говорить как эволюционной составляющей. Потому что сам очень много говорил в последний месяц — каждая неделя была забита тренингами и лекциями) Я атеист, поэтому версия о том, что наша речь — это благословение свыше, меня не устроила. Стал копаться в исследованиях. Оказалось, что мы говорим из-за коварной мутации в гене FOXP2. Может, эволюция и обыграла нас, мутировав нам голос, чтобы мы могли жаловаться на жизнь и вместе утопать в горьком сарказме. FOXP2 связан с моторной координацией, синтаксисом, артикуляцией. Его поломка дала нам возможность строить фразы, договариваться об охоте, а потом — об ипотеке. В прямом смысле: без этой мутации мы бы мычали друг на друга и спорили глазами. Сейчас это называется эволюционной выгодой. Тогда — просто случайность. Но именно она позволила нам передавать знания, обманывать, восхищать и делать слайды, от которых коллеги плачут и верят в стратегию. Говорить — значит уметь объяснять. А объяснять — это уже когнитивная нагрузка, нейронные сети, зоны Вернике и Брока, сенсомоторная интеграция, социальное поведение, теория разума, оценка намерений — всё это, чтобы в итоге сказать: «Мне это некомфортно» или «Рынок будет расти». Так что да, речь — это мутация. Но благодаря ей мы пишем стихи, выстраиваем аргументы, презентуем свои идеи. Всё, чтобы нас поняли. А может, и полюбили.
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Не знать — это нормально. А вот делать вид, что знаешь — путь в никуда.
У меня, как у многих, была школа с уклоном от амбиций. Где «не знаю» звучало как приговор. Где не поощряли вопросы — зато учили прятать глаза, когда не понял. Где важнее было выглядеть умным, чем быть внимательным. Я не обвиняю свою школу. Это не её вина, это системная ошибка. Но последствия у неё — нейробиологически доказанные. В условиях угрозы (оценка, насмешка, унижение) мозг включает режим защиты. Амигдала — центр страха — берёт управление на себя. Префронтальная кора — та, что отвечает за обучение, самоконтроль и анализ — буквально отключается. Это называется реакция избегания обучения (learning avoidance) — феномен, описанный в исследованиях Лизы Сон и Роберта Бьорка (2011), где люди избегают узнавать новое, если боятся показаться некомпетентными. И вот ты вырастаешь взрослым, который не спрашивает. Не потому что знает. А потому что боится. Боится выглядеть глупым. Боится, что узнают, что не знает. И в итоге — молчит, когда надо было уточнить. Прикидывается. Напускает важность. Говорит обтекаемо. Живёт в режиме «я и так всё понимаю». А зря. Потому что спрашивать — это не слабость, это мета-навык. Способность задавать вопросы — главный предиктор критического мышления и профессионального роста (Grant, 2016). Я сам долго к этому шёл. В работе с презентациями мы постоянно спрашиваем у клиента, проводим глубинное интервью и в процессе ищем ответы в самых разных источниках. И теперь я знаю: признаться в незнании — значит открыть дверь к знанию. И пусть бы лучше этому учили в школе. А заодно критическому мышлению. Хотя бы факультативно.
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
На прошлой неделе мы провели тренинги для Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы, и один из участников задал интересный вопрос, на который я не успел ответить.
С 11 февраля в России официально запретили англицизмы в деловом общении. Что я думаю по этому поводу? Я частично поддерживаю это решение — странно выражаться заморскими терминами, если есть прекрасная «народная» альтернатива. Например, «в аттаче» — это просто «во вложении». Но вот обратная сторона медали: теперь не «бриф», а «инструктаж». Не «стартап», а «молодёжное инновационное предприятие». Язык — это не просто слова. Это способ думать. А чем больше слов запрещаешь, тем больше мышления превращается в хождение по протоколу. Когда-то вместо «дизайна» говорили «художественное проектирование». Вместо «пиара» — «пропаганда». И всё вроде бы понятно… но как будто на полтона тише. А презентации теперь, получается, это что? Наглядно-словарный доклад? Визуализированный речевой блок? В любом случае, PowerPoint всё ещё с нами. Даже если теперь его зовут «Энерготочка». И как теперь быть с маркетингом, IT, консалтингом, мерчендайзерами и прочими каршерингами? Я думаю, что мы с вами не только носители языка, но и его создатели. Язык — живой организм, оболочка для всех смыслов, и его развитие — отражение изменений в нашей коммуникации. Поэтому не все англицизмы одинаково плохи, многие из них помогают одним словом выразить то, что пришлось бы объяснять в нескольких предложениях 😉
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Задумался о лингвистическом каламбуре. Духовность, духовка и духовой инструмент — с одним корнем.
Все эти слова — про “дух”, но в кардинально разных смыслах: — В духовке идеи превращаются из сырых в вкусные. — В “духовности” — попытка копнуть внутрь и поиск новых смыслов. — А духовой инструмент вообще не работает, пока в него не вдохнут. Презентация — это как и духовой инструмент, и духовка. Ты в неё вдыхаешь смыслы. Потом даёшь прогреться. И не открываешь дверцу каждые 5 минут. И только тогда на выходе — что-то, что хочется слушать, смотреть и, возможно, даже аплодировать. А если нет — либо недопёк, либо дул мимо.
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
15 рецептов идеальной презентации
Сохраняете этот пост и используйте как шпаргалку ♠️Используйте как можно более сложные слова и формулировки - будьте солиднее. Иначе ваш зритель подумает, что вы держите его за дурака! ♠️Не допускайте пустого пространства на слайдах, иначе ваша презентация будет скучной и унылой. ♠️Используйте серых человечков на всех слайдах - они универсальны. ♠️Сделайте презентацию-головоломку, чтобы человеку было интересно её расшифровывать. ♠️Размещайте заголовки в самых неожиданных местах. Вы же столько вложили усилий в презентацию, пусть и аудитория потрудится над её изучением. ♠️Используйте яркие решения — оранжевый и красный прекрасно подойдут. ♠️Если готовите презентацию для выступления, отдавайте предпочтение очень маленьким шрифтам. Пусть люди проверят свое зрение. ♠️Пусть презентация передаст ваше отличное настроение - используйте шрифт comic sans, он не потерял ни грамма своей актуальности с нулевых. ♠️В PowerPoint не зря есть возможность настроить межкадровую анимацию. Используйте её всегда, чтобы развлечь зрителя. ♠️Не забивайте голову правами на использование изображений - берите любые картинки из гугла. Штраф в 200 тыс — ерунда. ♠️Копируйте таблицы с данными из Excel - читатель обязательно разберется во всем сам. ♠️Не стесняйтесь отправлять презентацию объемом 200 Мб. Ожидание скачивания увиличит интерес. ♠️Понятно мне - понятно всем. Это же очевидно. ♠️"В смысле для каждой аудитории своя преза?" Один раз постарались - этого уже достаточно. ♠️Не тратьте свое драгоценное время на изучение нейромаркетинга, психологии цвета и поведенческую психологию. Это все выдумки зумеров! Друзья, с 1 апреля) А если хотите приготовить по-настоящему сильную презентацию — делать все нужно ровно наоборот 😉
Изображение поста
Изображение канала: Антон Григорьев | Слайдология 💡
Я, как и вы, видел много презентаций, где есть диаграмма Венна.
Она очень удобна, чтобы показать пересечение разных направлений, областей. В отмеченном посте я уже писал, что в центре образуется треугольник Рёло. Все эти хитромудрые слова знать совсем не обязательно, если не захотите похвастаться своими познаниями в дизайне. А вот то, что действительно важно знать: 1️⃣ Делайте так, чтобы надписи в окружностях читались. Добивайтесь контраста. Например, проектор "съедает" контраст и дает блеклую картинку. 2️⃣Следите за выравниванием - все должно быть аккуратно 3️⃣У окружности должна быть или заливка, или контур. Пожалуйста, не назначайте свойств элементам, которые не функциональны. 4️⃣ Не забывайте про содержательный заголовок. Создавая его, отвечайте на вопрос, что именно вы хотите сказать этим слайдом.
Изображение поста