Дочитал. Трансцендентальненько.
K-punk – сборник публикаций Марка Фишера. Марк — британский философ, культуролог и музыкальный критик. Писал о политике, поп-культуре, депрессии и утрате будущего, сплавляя марксизм, психоанализ и теорию медиа. Звучит как ужасно претенциозная богемная заумь (какую не люблю). Не она.
Там эклектично. Иногда про музыку (постпанк, арт-поп, джангл) из политики, иногда про политику из музыки. Потом про капиталистический реализм, победа которого не в плюшевом образе капитала, а в перманентном ощущении безальтернативности оного. Про закат истории. Про то, почему музыка перестала исследовать звучание будущего и превратилась в ремикс на ремикс. Про приватизацию стресса, когда системные проблемы — бедность, выгорание, нестабильность — представляются как личные неудачи. Иногда трогательно, чаще злобно, нигде не банально.
Самой интересной мыслью будет не мысль, а термин.
Хонтология (от фр. hantologie, придумано Жаком Деррида, переосмыслено Марком Фишером) — это ощущение призрачного будущего, которое должно было наступить, но не наступило.
Культурный сеттинг, в котором мы живём среди призраков несостоявшегося прогресса: музыка звучит как эхо прошлого, фильмы стилизуются под ретро, дизайн имитирует знакомое. Будущее больше не воображается как радикально иное. Вместо движения вперёд — бесконечная переработка (pun intended) знакомого.
Дизайн, как часть культуры, там же. Даже смелые концепты чаще всего мутация, редизайн. Давно вы видели идеи, не похожие на подрумяненное чучело вчерашней идеи? Может отсюда ощущение, что мы подвисли? И поэтому пережевываем подкисший салатик из трендов последних 20-ти лет? Или только мне так чудится? Давайте думать, ёлки-палки.