ЗОЛОТАЯ БЛОХА

ЗОЛОТАЯ БЛОХА

@goldbloh
Изображение канала: ЗОЛОТАЯ БЛОХА
1 096 подписчиков
37 постов
Посты
ИНФОРМАЦИЯ
по дипломам и каталогам (их в этом сезоне два). 1. Вчера 15 января в печать ушёл каталог "ПЕРСОНАЛИИ" в котором расширено представлены авторы, выбравшие соответствующий формат участия. Это полноценное издание, собранное в традициях ЗОЛОТОЙ БЛОХИ. 2. Основной официальный каталог планируется запустить в печать 24 января. 3. С 1 февраля начнется рассылка заказными бандеролями. Каждому автору будет прислан номер трекера. Авторы будут в приоритете, так как большая часть каталогов уходит ещё по подписке ценителям логографики не принимавшим участие в конкурсе. 4. Часть электронных версий дипломов уже была разослана лауреатам. Сегодня проверю и отправлю электронные версии тем, кто по какой-либо причине их ещё не получил. Печатные версии дипломов будут приложены к каталогам, если автор участвовал ПЕРСОНАЛЬНО или КАТАЛОЖНО. 5. Электронный сертификат участника будет отправлен авторам, участвовавшим в ПЕРСОНАЛЬНОМ формате вместе с трекером бандероли по факту отправки.
https://content.desigram.ru/static/7b5b4a12-7b05-4eea-b87e-c167e8a59cd0.jpg
А. Дайксель, К. Брандмейер, Э. Глинтерник
ТОВАРНЫЙ ЗНАК В ЕВРОПЕ И В РОССИИ под редакцией М. С. Кагана С-Пб, издательство «Славия», 2002 Тираж 2000 экз., 128 страниц. ISBN 5-88654-063-6   В переплёт собраны два литературных опуса, которые связывает между собой только тематика. Название книга получила по статье Элеоноры Глинтерник (доктор искусствоведения, завкафедрой рекламы Петербургского госуниверситета). В основе статьи её кандидатская диссертация «Становление и развитие рекламной графики в России в конце XIX - начале XX века)», написанной в 1995 году. Исходя из этого и нужно воспринимать актуальность этого материала. Учитывая, что диссертация защищалась в СПГХПА им. Штиглица, то и примеры «современного» знака принадлежат только питерским дизайнерам. Логотипы здесь рассматриваются в контексте рекламного плаката, поэтому какую-либо аналитику непосредственно по знаковой графике вычленить довольно сложно. 28 страниц рассказа о периоде с 1885 по 1925 годы, и 4 страницы на всё остальное время до наших дней.
https://content.desigram.ru/static/b9866aad-ef38-4d34-ac32-0cf336be58a1.jpg
В аннотации Семёнов пишет: «Представляя собственные материалы, понимаю, что многие работы не блещут, не многие – провальны, и почти каждая – компромисс. Но определённое их достоинство – все они были сделаны в реальных проектных отношениях, для реальных людей и компаний. «Авторских» знаков или вариантов, не представленных в конкретных проектных процессах, здесь нет».
Вот этим и ценна книга! Автор честно разбирает допущенные ошибки, рассказывает о процессе, аргументирует проектные приёмы, комментирует выбор заказчика. Нужно знать Валерия, чтобы понять с какой самоиронией он пишет о своих проектах! На страницах слева - Семёнов-дизайнер. Справа – Семёнов-педагог: интересные рассуждения о психологии воздействия знаков, методиках проектирования, ценообразовании, графических стилях. Из заголовков неискушённый читатель не почерпнёт ровным счётом ничего: «А © как доллар?», «Пропорции безобразия», «Тавтолого», «Стратагемы», а вот настоящий профи обязательно заинтересуется и не будет разочарован текстом.
https://content.desigram.ru/static/bd994df8-ce9c-4848-8a4b-416047541d77.jpg
Валерий Семенов
БИТВА СО СМЫСЛАМИ: TRADE MARK – РАЗБОР ПОЛЁТОВ Изд. «Артефакт», 2013 Тираж 500 экз., 224 стр. ISBN 978-5-00056-007-5   Это второе дополненное и переработанное издание. Первое вышло в издательстве «Питер» в 2005 году. Отличия существенные. Во-первых, содержание дополнилось свежими работами. Во-вторых, вёрстка. Она реально крутая и отдалённо напоминает классическую книгу Эрика Шпикермана «О шрифте»: перевод Н. Мухина, изд. «ПараТайп», 2005 ISBN 5-98695-016-X перевод Л. Лаврухиной, изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2016  ISBN: 978-5-00100-319-9 Книга состоит из двух параллельных блоков: чётные страницы – реальные аннотированные разработки автора, нечётные – очерки о специфике проектирования коммерческой символики. Читается легко и, я бы даже сказал, захватывающе. Это связано с тем, что Валерий Семёнов: а) профессиональный практикующий дизайнер, б) профессор кафедры графического дизайна УралГАХА (Екатеринбург). И, кстати, постоянный участник «ЗОЛОТОЙ БЛОХИ».
https://content.desigram.ru/static/9e7dd0e5-182e-4952-9376-9959e26132eb.jpg
Среди авторов знаков, которыми проиллюстрирована книга, есть дизайнеры, которые до сих пор участвуют в «ЗОЛОТОЙ БЛОХЕ»: Игорь Хлутчин (Нижний-Новгород), Виктор Хрущ (Омск), Алексей Шелепов (Барнаул).
Шелепов в только что завершившейся 24 «Блохе» получил свой очередной диплом за II место со знаком «Проектный офис».   Мой вывод: если вы настоящий ценитель логографики, искусствоведческие статьи Серова вы должны знать, понимать и любить. Книгу лучше читать с начала, хотя и выборочное прочтение статей может оказать существенное влияние на расширение дизайнерского кругозора.  
https://content.desigram.ru/static/1b6d1525-53a4-448d-a738-4ee40cb29d83.jpg
Сергей Серов
ГРАФИКА СОВРЕМЕННОГО ЗНАКА Москва, издательство «Линия График», 2005 Тираж 500 экз., 408 страниц. ISBN 900395-07-3   Это иллюстрированный сборник, в который вошли статьи Серова о знаках и логотипах, опубликованные в разные годы в различных журналах: «Декоративное искусство СССР», «Реклама», «Курсив», «Как». Самая ранняя – «Виды и формы товарных знаков», была опубликована в № 8 журнала «Вопросы изобретательства» в 1976 году. Внимательный читатель, по расположенным в хронологическом порядке статьям, сможет проследить изменения, которые произошли в проектной культуре за последние 40 лет. В своей неповторимой манере Сергей Иванович рассуждает об актуальных тенденциях и проектных приёмах, рассказывает о дизайнерах, которые формировали эти тренды, частично касаясь их творческих биографий. Подробно о биографических перипетиях можно прочитать в другой книге С. Серова «Мои дизайнеры», вышедшей в том же издательстве в 2002 ББК: Щ153(0)6-8,0 Кстати обложку к книге разработал Пётр Банков.
https://content.desigram.ru/static/f06c9ddd-bfa7-462e-b8ad-9ab834a184ec.jpg
Раздел «ТОВАРНЫЙ ЗНАК В СОЦИУМЕ» содержит подробный исторический календарь логографики, начиная с введения регулярной маркировки товаров в Европе в 1724 году и заканчивая Законами об авторском праве, принятыми в 2005 (год написания книги). Такого реестра я не встречал больше нигде!
Раздел «ПЕРСОНАЛИИ», читающие книгу сейчас в 2025, могут смело пропускать. Многие фамилии, за некоторым исключением, им ни о чём не скажут, конечно если это не Валерий Акопов или Эркен Кагаров. С авторами, внесшими достойную лепту в становление логографики, нужно знакомится в других изданиях. О них напишу чуть позже. Ну а в этой книге довольно подробно приведены биографии питерских дизайнеров, активно работавших на рубеже 2000-х годов. Остальные персоны ограничены перечислением их знаковых работ. Читая книгу первый раз, я был удивлён упоминанием своей фамилии в одном разделе с Раймондом Лоуи и Невиллом Броуди 😊
https://content.desigram.ru/static/3e603d23-51c4-4741-af07-559d86a4dd67.jpg
«В книге предпринята попытка рассмотреть вопрос происхождения товарного знака, его исторических прототипов и художественно-культурных аналогов» – за этой заумной фразой из аннотации скрывается достаточно доходчивое изложение материала. Те, кто уже погружался в историю знаковой графики, ничего принципиально нового для себя здесь не найдут. Однако, для тех, кто только решил разобраться в процессе – Welcome! Больше искать ничего не нужно – всё собрано в одном месте. Немного помаявшись с поиском картинок, на которые даны ссылки, поймёшь все причины появления товарных знаков.
После исторического раздела приведена типология знаков: - классификация - композиционная структура - стилистика Это, своего рода, упрощенный Каспер Веркман. Читается тяжело ввиду мелкого кегля и плотного набора, но понимается легко. Изложено логично и убедительно.
https://content.desigram.ru/static/3782ce71-028a-433f-8f45-daa0114bfdfa.jpg
Юрий Ходьков
ТОВАРНЫЙ ЗНАК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ: предыстория, эволюция, типология, композиция и стилистика С-Пб, издательство Балтийского гуманитарного института, 2005 Тираж 200 экз., 264 страницы ISBN 5-87399-057-3   Эту книгу, ввиду сверхмалого тиража, нужно искать среди научных монографий. Её автор – мой давний знакомый Юрий Леонтьевич Ходьков, кандидат искусствоведения, занимался её написанием в период подготовки докторской диссертации. Будучи преподавателем в «Мухе» и Балтийском институте, он пользовался ресурсами учебного заведения, что сильно сказалось на качестве книги. Стандартная вёрстка служебных материалов, 9 кегль и ссылки на иллюстрации, которые даны скопом в конце книги, делают чтение забавным квестом, особенно с учётом клеевого переплёта, не позволяющего оставить книгу раскрытой. При плохом визуале, содержание книги хорошо структурировано и написано очень доходчиво – писал её настоящий педагог, хорошо знающий своё дело, при этом практикующий дизайнер, прошедший школу ВНИИТЭ.
https://content.desigram.ru/static/5838fd01-efaf-41fb-a1f7-db053f5138d0.jpg
Часть 4.
БУДУЩЕЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ Самая маленькая, но как оказалось, самая интересная для меня глава. Это прогноз на будущее из 1974 года. Не буду спойлерить, ибо прочитавший, сам сделает вывод был ли прав в своих прогнозах Каспер Веркман. Книга завершается довольно объёмным словарём специфичных терминов.   Мой вывод: студенту эту книгу не одолеть. То же могу сказать про фрилансера, озадаченного участием в очередном челлендже – ему нужно рисовать, а не читать. А вот тем, кто любит порассуждать, а отчасти и пофилософствовать, книга доставит особое удовольствие. Во всяком случае, можно будет гордо ссылаться на неё. Для логографики это как «Война и мир» Льва Толстого, которую я, кстати, в студенчестве не осилил – предпочёл тратить время на профессиональную литературу.
https://content.desigram.ru/static/29fd3661-af7b-428c-a78b-60d17fc55f84.jpg
Часть 3.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В этой части анализу и частоте использования подвергаются символы: солнце, глаз, рука, корона, конь, птица и др. Интересно, что трактовке символики уделено совсем немного внимания. Но это и хорошо, ведь существует много спецлитературы именно по этому вопросу как в сегменте геральдики, так и в системах оккультизма и куртуазности. Например: ЭМБЛЕМЫ И СИМВОЛЫ под редакцией А. Махова Москва, издательство "Интрада", 1995 ISBN 5-87604-031-2 Тираж 3000, 368 стр. ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГЕРАЛЬДИКИ: современное прчтение геральдических знаков и символов. С. Слейтер. Перевод Ирины Жилинской Москва, издательство "Эксмо", 2005 ISBN 5-699-07395-7 Тираж 5000, 264 стр.  
https://content.desigram.ru/static/f21a6132-45a2-4416-9a29-dd6c5ffbab98.jpg
В книге 4 части.
Часть 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ Здесь стоит напомнить, что написана она в 1974 году. В этом разделе рассматриваются языковые и культурные аспекты знаков, а также их использование в рекламе. Причём отдельно рассматриваются знаки в рекламных объявлениях, на билбордах, на местах продаж. Отдельная глава посвящена восприятию и интерпретации знаков. Вот пример названия статьи: «Составные элементы восприятия товарного знака потребителем».   Часть 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ: УГЛУБЛЁННЫЙ АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ Здесь приводится разбор знаков одинаковых товарных групп (одежда, парфюмерия, автомобили сигареты и т.д.) в Германии, Франции, Великобритании и США. По каждой стране приводится общий анализ изобразительных средств. Помимо этого, исследуется нейминг. Иногда, читая, начинаешь забывать, что книга по логотипам, а не по лингвистике.
https://content.desigram.ru/static/8967b019-b813-47da-8a58-51485de6ccb6.jpg
Каспер Веркман
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ: СОЗДАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПРИЯТИЕ Москва, издательство «Прогресс», 1986 Тираж 14000 экз., 520 страниц.   Это, пожалуй, единственное издание по теме, выпущенное в СССР. Если исходить из названия, то «создание» здесь представлено слабо, с точки зрения практического руководства. Да и не стоит забывать, что это перевод текста, изданного в Амстердаме в 1974 году. А вот «психология и восприятие» проработаны довольно глубоко, местами даже очень глубоко. Так, здесь можно отыскать частоту встречающихся в товарных знаках букв, выборку по знакам отдельных товарных групп, например, французских бюстгальтеров, схемы восприятия знаков в зависимости от сочетания начальных и конечных букв… И ещё много чего такого. Вызывает сомнение строка в русскоязычной аннотации: «Книга будет полезной для самых различных категорий читателей». Я бы посоветовал её логогурманам, способных воспринимать и анализировать большие объёмы аналитической информации.
https://content.desigram.ru/static/b9a2b306-ee76-4a89-8d5f-edec1636c071.jpg
На лекциях меня часто спрашивают, что бы я порекомендовал почитать по истории товарных знаков.
Именно почитать, а не посмотреть. Текст, а не картинки. И именно по истории и аналитике, а не по методике проектирования. В следующих нескольких публикациях выскажу своё субъективное мнение по литературе такого рода, причём в обзор включу исключительно русскоязычные издания, которые можно отыскать не только в библиотеках (а они в век интернета, как ни странно, ещё существуют), но и на маркетплейсах. Подчеркну, что всё написанное в постах – моё личное мнение по поводу прочитанного и применимого в практическом логостроении.  
https://content.desigram.ru/static/0a04a975-1997-4402-bed3-9d2a2c5c8209.jpg
Новость из Роспатента.
Надкусанное яблоко «портилось» весной 2025 года, но, судя по всему, Apple остаётся в России – иначе какой смысл продлять права на товарный знак до 2035 года? Заявка на продление подана, а это значит, что калифорнийцы не хотят терять наш рынок. Интересно, какой процент наших логомейкеров работают на Macintosh? 
https://content.desigram.ru/static/755e0c1f-4b8e-443b-afe3-4d69d1835423.jpg
🌟Этот знак не попал в шорт-лист, однако приглянулся нам своей метафоричностью и лаконизмом исполнения.
Для всякого рода опросов "знак вопроса" является базовым символом, без которого не обойтись. Это делает такие знаки шаблонными, отличающимися друг от друга размерами знаков и их расположением. В данном же варианте нам понравилось решение, когда автор в едином символе совместил вопрос и ответ, заключив фразу-бабл в контрформу. Просто и понятно. Ну и неймингом ещё закрепил эту связку. Короче, нам, как говорится, зашло! 🌟Антон Ахматов (Химки) - опросы и независимые ислледования
https://content.desigram.ru/static/a6404c21-2d25-4ec8-9355-2587dff98e50.jpg
🌟Этот знак фигурировал во многих бюллетенях членов жюри, но не набрал нужного количества голосов, чтобы дотянуться до призовых мест. Нам знак понравился и мы решили «проголосовать» за него. Он конечно несколько сомнителен в части использования, например, на вывеске магазина, ввиду своей утончённости, но на малых акцидентных формах вполне жизнеспособен. Но мы не маркетологи, а дизайнеры, поэтому оцениваем его как самостоятельное произведение графического искусства.
Метафора: «леска-сетка-рыбка» показалась вполне логичной, а исполнение достойным.   🌟Данияр Сулейменов (Астана, Казахстан) – рыболовный магазин «Леска»
https://content.desigram.ru/static/aa1012b4-2d8f-45b1-b343-0983f4248a9d.jpg
🌟Отмечать знаки, интимной тематики – формирующаяся традиция Оргкомитета. Шутка, если что! Хотя, достаточно взглянуть на дипломы организаторов прошлого года. Вся инфа на сайте есть. В компанию к Юле Шуваловой, Кириллу Мишину и Батразу Дзадаханову в этом году присоединяется Никита Леонов. Лаконичность, образность и, в то же время, отсутствие пошлости при лёгком юморе, покорили нас.  
  🌟Никита Леонов (Липецк) – магазин интимных товаров  
https://content.desigram.ru/static/f667deb2-799f-4656-b6d1-a7df735f35d5.jpg
🌟В современном обществе, где конфликты неизбежны, поиск мирного и эффективного разрешения споров является важной задачей. Именно здесь необходима медиация – процесс, основанный на участии нейтральной третьей стороны. Помогает в этом медиатор – независимый третьесторонний участник, помогающий разрешить конфликт путём посредничества в досудебном порядке.
Его задача – помочь сторонам найти взаимовыгодное решение, сосредоточиваясь на их общих интересах. В РФ действует закон 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Не знаю, есть ли аналогичный закон в Казахстане. Но отмеченный нами знак, как нельзя лучше иллюстрирует процесс медиации. Здесь и метафора моста, и дружеские объятия, и пиктограммы людей. Да и нейминг отличный! На наш взгляд, знак вполне мог бы претендовать на основные призовые места. Возможно, на данный момент процесс медиации просто недостаточно изучен обществом.   🌟Расул Кенжакунов (Алматы, Казахстан) – услуги медиационного эксперта
https://content.desigram.ru/static/c6510c73-700d-47e6-80a6-0d18c3fada0d.jpg
🌟Совмещение двух образов – курсора поисковика и пляжного зонтика –показалось нам простым, понятным и довольно оригинальным. Иногда, смотря на такой знак, непосвященный может сказать: «Ха, и я бы так смог!» Смог бы, но не сделал! Именно в этом и ценность таких решений, которые как-бы на поверхности, но, в то же время, глубоко логичны и продуманы. Ну и эмоциональный аспект никто не отменял – легко и солнечно. Настоящий отдых! Знак нашел отклик в наших сердцах – очень хочется отдохнуть после двух месяцев напряженной конкурсной работы практически нон-стоп. Но впереди выставки и каталоги. Покой нам только снится…
  🌟Антон Ахматов (Химки) – туристическое агентство Click Tour
https://content.desigram.ru/static/6170ba93-f8c2-47bb-8e05-036a3096fa1e.jpg