Недавно у нас с учениками был интерактив, и я подумала: «Хотела как лучше, а получилось как всегда». Хотя на первый взгляд всё было идеально: интерактив, где мы смотрим итоговые задания по модулю UI, ученики присылают свои работы, а я даю обратную связь в реальном времени. Мы разбираем проекты, обсуждаем, что можно улучшить, а одногруппники видят работы друг друга.
Но вот в чём загвоздка: к концу практически каждый ученик сказал одно и то же — «У ребят такие классные работы, а у меня явно хуже». И так сказал почти каждый! Получается, если каждый думает, что у него хуже, то где тогда те самые «классные работы», о которых все говорят? Что за магия?
Сравнение — это одна из самых больших ловушек для новичков. Когда ты только начинаешь, ты естественно смотришь на других и думаешь: «Ну у них-то точно всё лучше, чем у меня». И это может сильно подорвать уверенность.
Интерактивы, на которых ребята видят работы друг друга, полезны, потому что они могут учиться друг у друга. Но именно это сравнение часто вводит их в ступор. Они забывают, что они — новички, и вместо того чтобы радоваться своему прогрессу, начинают видеть только свои недостатки. Это действительно проблема, с которой сталкиваются многие мои ученики.
Здесь я всегда вспоминаю ту самую классическую фразу: «Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте себя с собой вчерашним». И как бы банально это ни звучало, это работает! Если вчера у вас вообще не было никакой работы, то сегодняшняя уже на голову выше. Сам факт того, что ваша работа существует, — это уже победа.
И вот в чём важный момент: сравнение может как мотивировать, так и разочаровывать. Всё зависит от того, как вы к этому относитесь. Да, видеть чужие работы полезно, но только если это помогает вам расти, а не тормозит.
Что с этим делать? Сравнивайте себя с собой, отмечайте каждый шаг вперёд. Если вы сделали работу — это уже успех. Не ждите шедевров с первого раза, но обязательно цените сам факт прогресса. На этом этапе супер круто, если ваша работа на четвёрку. Но самое важное — это то, что вы вообще что-то сделали.
Так что в следующий раз, когда вы увидите чью-то работу, вместо «Они сделали лучше меня» подумайте: «А что я могу сделать, чтобы в следующий раз быть лучше себя?» Потому что главная гонка — это гонка с самим собой, а не с другими.








